Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

ЗАЯВЛЕНИЕ ТУРКМЕНСКОГО ХЕЛЬСИНКСКОГО ФОНДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА.

ЗАЯВЛЕНИЕ ТУРКМЕНСКОГО ХЕЛЬСИНКСКОГО ФОНДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

С 16 по 19-го июня в Ашгабаде были задержаны (арестованы): Аннакурбан Аманклычев, 35 лет, член ТХФ; Огулсапар Мурадова, 58 лет, корреспондент туркменского отделения “Радио-Свобода”; Елена Овезова, 41 лет, член ТХФ; Сапардурды Хаджиев, 47 лет, родственник председателя ТХФ; Берды Мурадов, 33 лет, сын О. Мурадовой; Марал Мурадова, 31 лет, дочь О. Мурадовой; Сона Мурадова, 27 лет, дочь О. Мурадовой.

На совещании президента Туркменистана С. Ниязова с сотрудниками правоохранительных структур, транслировавшемся 19 июня по государственному телевидению, власти безаппеляционно обвинили активистов в сотрудничестве с иностранными журналистами и в попытке свергнуть правительство. Деятельность правозащитников была интерпретирована властями как подрыв государственных устоев.

Все они были задержаны (арестованы) без предъявления постановления о задержании. Прошло две недели как их близким не дают никакой информации о месте, условиях содержания и возможности адвокатских услуг для арестованных. До сих пор им не предъявлено официального обвинения, кроме вышеуказанного заседания, срежиссированного властями.

Очевидцы сообщают, что активисты подвергнуты интенсивным допросам, имеются очевидные сообщения о применении психотропных средств в отношении А.Аманклычева и О. Мурадовой. Сотрудник правоохранительных органов на условиях анонимности передал: “Серьезным испытаниям подвергнуты Аманклычев и Хаджиев”. По сообщениям, на задержанных оказывалось психологическое давление с целью получения признания в “подрывной деятельности”.

Обвинения, прозвучавшие на заседании - абсурд и абсолютная клевета, нацеленная на дискредитацию правозащитной и журналисткой деятельности. Мы не должны позволять правительству Ниязова фабриковывать уголовные обвинения на инакомыслящих. Поскольку туркменские граждане не могут рассчитывать на справедливые судебные разбирательства, мы обращаем внимание на основные моменты обвинений, прозвучавших на совещании:

· ТХФ посредством своих членов осуществляет мониторинг правозащитной и социально-экономической ситуации в Туркмении: в системе здравоохранения, образования, пенсионной и жилищной сфере, в местах лишения свободы, соблюдение законности. Эту деятельность власти интерпретировали как “сбор клеветнической информации с целью посеять недовольство среди населения”.

· Огулсапар Мурадовой проведено несколько серьезных аналитических работ, результаты одной из них были переданы в Лондонский Институт Гигиены и Тропической Медицины. В начале года Огулсапар решила через журналистику воспользоваться правом свободного выражения мнения и доступа к информации. Спецслужбы установили за ней круглосуточное наблюдение. Телефоны были поставлены на прослушивание, а затем власти отключили ее и дочери мобильный и домашний телефоны. Уже три месяца телефоны не работают. По этим фактам Мурадова отправила десятки заявлений в различные инстанции, в том числе МВД, МНБ, городскую администрацию.

· Елена Овезова, Аннакурбан Амаклычев, наряду с другими активистами, принимали участие в 16 Международной Летней Школе Польского Хельсинкского Фонда по правам человека для изучения таких вопросов как: основные понятия прав человека, судебная защита прав человека, система защиты прав человека в ООН, конституционные суды, гендерное равенство, личная свобода... Также они участвовали в тренинге правозащитной организации “Донецкий Мемориал” по ознакомлению с международной практикой правозащитной деятельности. Обучение правозащитной деятельности властями интерпретировано как подготовка “оранжевой революции”, а оплата дорожных расходов преподнесена как вручение “очередных гонораров” .

· Репортер БИ-БИ-СИ Люси Эш подтверждает сотрудничество А.Аманклычева, выполнявшего свой гражданский долг, в подготовке репортажа о состоянии туркменского здравоохранения. Международная организация "Репортеры без границ" сообщает также о сотрудничестве Аманклычева с компанией «Галакси-Пресс» в марте этого года договорившихся о совместной подготовке программы «Специальный Корреспондент» для канала «Франс 2». Ниязов решил, что действия активистов (даже тех кто не знаком с представителями вышеназванных СМИ) являются изменой, а работу иностранных журналистов и нескольких дипломатов - вмешательством во внутренние дела. Голословно упомянув о “военных объектах”, якобы интересующих западных журналистов туркменские власти не приводят никаких свидетельств об их сотрудничестве со “специальными зарубежными спецслужбами и подрывными центрами”. Мы полагаем, в интересах задержанных жизненно важно, чтобы упомянутые на заседании западные СМИ публично высказались по данному поводу.

· Трое детей Мурадовой и С. Хаджиев, не имеющие никакого отношения ни к журналистской ни к правозащитной деятельности, пострадали за свое твердое “нет” незаконным задержаниям. Преследование по родственному признаку – широко применяемый метод туркменских властей.

· Умышленной дезинформацией является заявление властей что Интерпол разыскивает председателя ТХФ Таджигуль Бегмедову и Аннадурды Хаджиева: в мае 2003 года Варненский окружной суд в Болгарии вынес решение как “преследуемые по политическим мотивам” диссиденты. Ныне Бегмедова и Хаджиев выиграли несколько судебных процессов относительно незаконных действий властей и возмещении морального ущерба.

· А. Аманклычев, Е. Овезова, С. Хаджиев, О.Мурадова и ее дети не знакомы с членами оппозиции в изгнании - Н.Ханамовым, Х.Оразовым, С.Ыклымовым, А.Кулиевым. Упоминание фамилий лидеров туркменской оппозиции на совещании, транслируемом по телевидению - обычная практика туркменских властей предостерегающих население от возможных контактов с журналистами, оппозиционерами и гражданскими активистами.

Наше обращение от октября 2005 года об официальной регистрации ТХФ в Туркменистане, подкрепленное Международной Хельсинкской Федерацией и Болгарским Хельсинкским Фондом, и намерение открыто работать внутри страны не дают покоя властям. Июньские аресты - свидетельство нежелания режима соблюдать Конституцию Туркменистана и лицемерие туркменских чиновников, отрицающих нарушение прав человека в стране. То, что аресты были произведены накануне визита в Ашхабад делегации Европарламента похоже на демарш туркменского правительства. В бесконечных репрессиях против инакомыслия в стране это - один из самых резких.

Мы приветствуем открытую позицию исполняющего обязанности Председателя ОБСЕ, бельгийского министра иностранных дел Карела Де Гюхта, на днях выступившего с отрицанием утверждений туркменского правительства и напомнившего об обязательствах Туркменистана как члена ОБСЕ. Данная позиция особенно важна сейчас, когда США и европейские государства заигрывают с тоталитарным режимом Ниязова в надежде получить доступ к обширным газовым запасам страны.

Мы призываем туркменское правительство немедленно освободить незаконно задержанных невинных людей, прекратить преследования за “право на свободное выражение своего мнения», закрепленное в Международном пакте о гражданских и политических правах.

Туркменский Хельсинкский Фонд по Правам Человека.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.