Согласно отзывам, статья, опубликованная IWPR, помогла определить важные вопросы в развитии гражданского общества Туркменистана.
Правозащитники отмечают, что статья IWPR о независимых неправительственных организациях Туркменистана, отстаивающих свое право на официальную регистрацию, предоставляет ценную информацию для международных организаций и групп туркменских диссидентов, базирующихся за рубежом, для их исследовательской работы и информационных кампаний.
В статье IWPR Никакого просвета для туркменских НПО, (RCA № 586, 11 августа 2009 года.) говорится, что ничего не изменилось для туркменских инициативных групп более чем за два года после обещания ослабить жесткий государственный контроль, данного президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедовым.
В то время как организации по защите прав человека рассматриваются как совершенно недопустимые, даже объединения, преследующие такие невинные цели как помощь старикам и пчеловодство, до сих пор сталкиваются с тем, что их заявки на официальную регистрацию обречены на неудачу. С момента прихода Бердымухаммедова к власти ни одна из неправительственных организации не смогла получить официальную регистрацию.
«Это очень важная проблема,- говорит Мария Лисицына, в прошлом исследователь по Туркменистану базирующейся в Нью-Йорке организации Human Rights Watch, которая недавно перешла на работу в другую международную организацию, оказывающую поддержку гражданскому обществу в бывших коммунистических странах. -Это та информация, которую мы ищем для своих докладов и эдвокаси материалов».
Исследователь также отметила, что статья IWPR помогла определить ключевые вопросы: «Мы стараемся находить дополнительную информацию по этой теме, ваши статьи – хорошее начало для того, чтобы определить, по каким вопросам нужно собрать больше деталей».
Лисицына также похвалила все статьи IWPR по Туркменистану, в общем: «Они [статьи IWPR] очень полезны для общего понимания ситуации и планирования дальнейших исследований»
Вячеслав Мамедов, лидер Гражданского Демократического Союза Туркменистана, базирующийся в Нидерландах, согласен с этой точкой зрения, отметив, что статья IWPR является «ценным источником информации о проблеме регистрации НПО в Туркменистане».
«Важно, что в материале содержится информация о проблемах регистрации различных групп гражданского общества и представлены разные регионы Туркменистана», - говорит он.
«Материал представляет большой интерес не только для зарубежного читателя, но и для активного социума в Туркменистане, лишенных возможности получать достоверную информацию о проблемах с регистрацией НПО».
Публикация IWPR также вызвала дебаты по поводу трудностей, возникающих перед туркменскими незарегистрированными НПО из-за того, что международное донорское сообщество не признает их, и они не могут получить финансирование, отмечает Мамедов.
Мамедов также говорит, что данный вопрос ставит международные организации, поддерживающие туркменские НПО, перед дилеммой: «Им придется либо пересмотреть свои уставы и прийти к согласию с рисками финансировать незарегистрированные гражданские группы, либо начать финансировать различные квази-НПО проправительственного толка».
По словам Таджигуль Бегмедовой, председателя Туркменского Хельсинского фонда по правам человека, базирующейся в Болгарии, данная статья «открывает глаза и дает возможность международным донорским организациям скоординировать свою деятельность с учетом реальной ситуации в Туркменистане».
По мнению Бегмедовой, информация, содержащаяся в статье IWPR, может быть полезной международным организациям, помогающим таким странам, как Туркменистан, привести свое законодательство в соответствие с международными стандартами.
В этой связи, отмечает Бегмедова: «Важно обратить более серьезное внимание на оказание помощи местным НПО в деле регистрации и дальнейшей их работы».
Она также говорит: «В 2007 году после прихода к власти президента Бердымухаммедова общественность ожидала ослабления госконтроля над гражданским обществом, однако [обещания разрешить] остались на уровне деклараций».
«На практике, возможности для получения легального статуса НПО сведены на нет».
По мнению Мамедова, в случае отсутствия каких-либо действий, через несколько лет независимое гражданское общество может попросту перестать существовать в Туркменистане, где останутся только проправительственным организации.
Он также заметил, что ссылка IWPR на активистов НПО, покидающих страну или работающих в подполье, отражает реальную ситуацию: «Это очень близко к еще более трагичной истине – гражданское общество в Туркменистане практически уничтожено в результате 20-летней политики запугивания и репрессий против активистов и лишения возможности гражданами вести миролюбивую и полезную общественную деятельность».
Бегмедова согласна с тем, что подобные статьи дают представление о масштабе проблемы, учитывая насколько сложно получить такую информацию из Туркменистана: «Очень полезна для нас информация о приблизительном количестве НПО в Туркменистане. Статья подтверждает данные, поступающие и от наших источников».
Правозащитница также говорит, что в ее офисе знают, по меньшей мере, о трех организациях, пытающихся получить официальную регистрацию: «Среди них: одна группа - активисты-преподаватели, другая - женщины-предприниматели и группа молодежи».
Бегмедова согласна с точкой зрения, высказанной в статье IWPR о том, что местные активисты оказались в опасной ситуации - им запрещают вести свою деятельность легально, однако, когда они, тем не менее, пытаются делать это, перед ними стоит угроза разоблачения:
«Власти, создавая многочисленные препоны для легализации НПО, вынуждают их на свой страх и риск вести нелегальную деятельность. Что, безусловно, дает властям повод для преследования активистов».
Инга Сикорская, редактор IWPR по Туркменистану и Узбекистану.