Базовую «дорожную карту» обеспечивают рекомендации Совета ООН по правам человека
Правительство Туркменистана должно воспользоваться случаем, который предоставляется в связи с завершающимся сегодня рассмотрением ситуации с правами человека в этой стране, чтобы начать движение в сторону реальных реформ, заявила Хьюман Райтс Вотч.
19 марта в Женеве завершается рассмотрение ситуации в Туркменистане Советом ООН по правам человека в рамках универсального периодического обзора. Хьюман Райтс Вотч призвала туркменское руководство продемонстрировать политическую готовность исправить вопиющую ситуацию с правами человека, сначала приняв, а затем и выполнив все ооновские рекомендации.
«Сегодняшнее заседание в Женеве дает руководству Туркменистана исключительно удобный повод, чтобы показать, что оно готово по-настоящему взять курс на реформы, - говорит Мария Лисицына, сотрудник Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. – Это самое малое из того, на что вправе рассчитывать бесчисленные жертвы произвола».
По итогам первого раунда в декабре 2008 г. Ашхабад отверг целый ряд ключевых рекомендаций, включая освобождение политзаключенных, начало транспарентного общенационального процесса пересмотра политических дел прошлых лет и отмену произвольных ограничений свободы передвижения для правозащитников.
Туркменистан остается одним из самых репрессивных государств мира. В страну не допускаются независимые наблюдатели в области прав человека, в том числе Хьюман Райтс Вотч, для которой Туркменистан закрыт уже больше 10 лет. Первым и пока единственным мониторинговым механизмом ООН, которому было разрешено посещение, стала в сентябре 2008 г. спецдокладчик по вопросам свободы религии, однако правительство до сих пор отказывается удовлетворить давние запросы еще девяти спецдокладчиков.
В Туркменистане не могут свободно работать независимые гражданские активисты и журналисты. Власти продолжают угрожать тем, кто осмеливается хоть в какой-то степени подвергать сомнению правильность политики правительства. Реально оценивать ситуацию с правами человека и ставить вопрос о ее улучшении можно лишь в рамках ООН и других внешних механизмов.
«Правительство Туркменистана должно рассматривать внешний контроль за его правозащитной практикой не как посягательство на его прерогативы, а как неотъемлемую составляющую подотчетности власти, – говорит М. Лисицына. – Нужно разрешить национальным и международным правозащитным организациям свободно работать в стране и наблюдать за тем, как выполняются рекомендации Совета по правам человека и других международных органов».
Хьюман Райтс Вотч призвала международных партнеров Ашхабада, в особенности членов Евросоюза и США, добиваться выполнения ооновских рекомендаций в рамках двусторонней повестки и требовать от туркменского руководства реального улучшения ситуации с правами человека в целом.
В ходе первоначального рассмотрения в декабре правительство согласилось с некоторыми рекомендациями и заявило, что намерено предпринять шаги по прекращению притеснений и запугиваний журналистов, обеспечению всем религиозным меньшинствам свободы отправления культа и по обеспечению неправительственным организациям возможности получать регистрацию и свободно работать.
При этом, правительство ограничилось лишь согласием «рассмотреть вопрос» по таким ключевым рекомендациям, как удовлетворение всех запросов мониторинговых механизмов ООН на посещение страны, предоставление Международному комитету Красного Креста и другим независимым наблюдателям доступа в места содержания под стражей, прекращение пыток в местах содержания под стражей, ограждение правозащитников от преследований, ликвидация ограничений свободы СМИ.
За прошедшее с декабря время правительством Туркменистана не было предпринято никаких шагов по выполнению какой-либо из этих рекомендаций. В февральском письменном заявлении Ашхабада в связи с итогами первоначального рассмотрения приводились ссылки только на программы, доклады и законодательство. Ключевые позиции, по которым Совет выражал обеспокоенность, фактически оставлены без ответа, поскольку отсутствуют указания на какие-либо меры, которые принимались бы правительством в интересах прекращения репрессий и нарушений прав человека.
«Правительство Туркменистана в состоянии уже сейчас решить целый ряд проблем с правами человека, поскольку для этого нужна лишь политическая воля, – говорит М. Лисицына. – Освобождение политзаключенных и открытие страны для независимых наблюдателей – это то, что власти могут и должны сделать немедленно, чтобы продемонстрировать свою подлинную приверженность реформам».
В начале марта Хьюман Райтс Вотч направляла Гурбангулы Бердымухамедову письмо, в котором настоятельно призвала согласиться со всеми рекомендациями Совета ООН по правам человека и безотлагательно принять меры по решению самых острых проблем, в частности:
– Освободить всех осужденных по политическим мотивам, в том числе диссидента Гульгельды Аннаниязова, правозащитников Аннакурбана Аманклычева и Сапардурды Хаджиева, а также старейшего политзаключенного Мухаметкули Аймурадова.
– Начать общенациональный транспарентный процесс пересмотра политических дел прошлых лет и обеспечить правосудие жертвам произвола.
– Отменить неофициальные ограничения на свободу передвижения для активистов и родственников представителей оппозиции и упразднить для граждан систему ограничений на выезд из Туркменистана и на возвращение в собственную страну.
– Обеспечить активистам, гражданским группам и журналистам возможность беспрепятственно осуществлять свою деятельность, не опасаясь преследований.
– Открыть доступ в страну для независимых правозащитных наблюдателей.
– Обеспечить независимым наблюдателям, в том числе МККК и спецдокладчику ООН по пыткам, доступ в места содержания под стражей.
– Выполнить рекомендации спецдокладчика ООН по вопросам свободы религии и вероисповедания, Комитета ООН по правам человека и других профильных международных мониторинговых механизмов.
Human Rights Watch http://www.hrw.org/en/news/2009/03/19