В Туркменистане презентован новый план мероприятий в области прав человека.
19 мая в Ашгабаде состоялась конференция, на которой был презентован „Национальный план действий в области прав человека в Туркменистане на 2021-2025 годы“.
В конференции приняли участие представители Халк Маслахаты и Меджлиса Милли Генгеша, политических партий, общественных организаций, СМИ, ректоры и студенты вузов, омбудсмен Туркменистана Яздурсун Курбанназарова, а также руководители международных организаций, аккредитованных в Туркменистане.
Заседание открыла председатель Меджлиса Милли Генгеша Гульшат Мамедова. Она рассказала о значении Национального плана и о сотрудничестве с международными организациями.
Согласно ТДХ, представители международных организаций высоко оценили уровень сотрудничества с туркменской стороной. Но почему то на конференции никто не напомнил, что Ашхабад игнорирует решения Комитета ООН по правам человека по нарушениям прав туркменистанцев. Сюда можно отнести Решения по Огулсапар Мурадовой, Сапардурды Хаджиеву и Аннакурбан Аманклычеву, по Халыкову и др. Да на бумаге Туркменистан приветствует необходимость соблюдения прав человека. Но на практике, Туркменистан никогда не признавал доказанные случаи преследования граждан.
Что же намерен Ашхабад делать ближайшие пять лет?
Во-первых, создать в Ашхабаде мандат представителя Регионального офиса Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Хорошая инициатива. Но здесь надо быть очень осторожными в своих ожиданиях. Ведь в стране уже есть международные представители. И они десятилетия призывают туркменских чиновников не нарушать права человека. И все эти десятилетия Туркменистан находится в тройке стран с наиболее жестокими преследованиями своих граждан. Может быть хватит кружить на одном месте в угоду режима? Не пора ли избрать другой путь? Например, соглашаться на инициативы Ашхабада только в том случае, когда режим для начала начнет уважать решения хотя бы ООН?
Во-вторых, Ашхабад намерен развивать институт омбудсмена. Как он намерен это делать? Где этот план, в чем он заключается? Опять очковтирательство? Почему, каждый раз участники и гости таких конференций как малые детки верят пустым обещаниям хитромудрых туркменских чиновников?
Третье направление - расширение сотрудничества с авторитетными организациями. Вопрос - какими? Теми, с которыми до сих пор Туркменистан сотрудничал и ежегодно занимал позорные места в плане соблюдения прав человека? Или например с Красным Крестом, который был вынужден покинуть страну, из-за того, что власти не считают нужным реформировать судебную, правоохранительную и пенитенциарную систему? Почему бы Туркменистану не подписать соглашения с судом ЕСПЧ в Страсбурге?
Ответ можно найти в том факте, что «Национальный план действий в области прав человека в Туркменистане на 2021-2025 годы», как и предыдущий план, опять недоступен населению. То есть План в открытом доступе не доступен.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.