Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Очередной бунт женщин-заключенных.

Очередной бунт женщин-заключенных.

16 октября в статье ”Волнения в женской колонии”, мы сообщали о том, что в женской колонии ДЗ-К/8 произошли волнения среди заключенных. И теперь произошли новые волнения, приведшие к отставке начальника колонии Хатыджи Хаджаевой.

В ДЗ-К/8 – дашогузской женской колонии, - до определенного времени существовали своя действительность и свои порядки, складывающиеся на протяжении длительного времени. И хотя нормальных условий содержания там никогда не существовало, женщины, отбывающие свой срок, находили возможность (конечно же, за деньги) создать себе более или менее комфортные условия. В апреле 2006 года начальником ДЗ-К/8 стала Хатыджа Ходжаева, ранее работавшая в ашхабадском Департамент исполнения наказания (ДИН), и с этого времени в жизни женщин - заключенных начались перемены. «Хозяйка», как называют начальника колонии заключенные, с первых же дней своей трудовой деятельности рьяно взялась перестраивать сложившийся уклад.

Первые меры в этом направлении касались торговли наркотиками и алкогольными напитками на территории колонии. В довольно жесткой борьбе с их распространением Х. Ходжаевой удалось добиться успеха и полностью исключить возможность употребления наркотиков в колонии. Со слов заключенных, некоторым женщинам, таким образом, даже удалось избавиться от наркозависимости. Следующим шагом стало прекращение взимания взяток тюремным персоналом у заключенных и их родственников.

Были попытки наладить качественное питание. В столовой прекратились воровство и торговля продуктами. Рацион стал более разнообразным и калорийным, нежели прежде. Но, тем не менее, еды всем заключенным все равно не хватает и многие из них, как и прежде, недоедают. Затем новый начальник взялся за ликвидацию иерархии в среде заключенных, желая уравнять их положение. Чтобы и те заключенные, которых достаточно хорошо обеспечивают родственники, и те, к кому родные не приезжают вообще, и, соответственно ничем не помогают, были на равных, Х.Ходжаева ввела новые правила, совсем, однако, не облегчающие жизнь ни тех, ни других. Она запретила готовить на территории колонии, повелев подчиненным разобрать все тамдыры (национальные печи для выпечки хлеба) и отобрать у заключенных электрические печи. Был составлен список запрещенных продуктов, в который попали: сырое мясо, фарш, макаронные изделия, крупы, картофель, баклажаны, тыква, репчатый лук, мука, яйца и др., т.е. практически все продукты требующие готовки.

С каждым разом правила ужесточались, питаться разрешили только в столовой, из всех вещей разрешили оставить только одну сменную пару нижнего белья и одно платье. Так же была запрещена теплая верхняя одежда. Как обещала начальник колонии, все необходимое заключенным должны были выдать в ближайшее время, но обещание свое она не выполнила, и женщины в преддверии зимы остались без теплой одежды. Заключенным даже не разрешили отметить День памяти по погибшим в ашхабадском землетрясении, который отмечается в стране 6 октября. Как говорят заключенные, Х.Ходжаева лично опрокидывала накрытые для поминок столы.

После амнистии положение заключенных еще более усугубилось. Добровольно не сданные вещи отнимались охранниками - солдатами, потом грузились в машину и увозились в неизвестном направлении. Любого, кто имел при себе запрещенную вещь (будь то лишняя одежда, косметика, или продукты) помещался в штрафной изолятор (ШИЗО) на 15 суток. Это длилось до 11 ноября, когда после вопиющего случая терпению женщин, измученных запретами, каждодневными обысками и наказаниями пришел конец.

Вечером 11 ноября женщины, работающие в промзоне, вернулись после рабочего дня в свой барак и увидели там такую картину: по полу валялись вскрытые и опустошенные банки тушенки и сгущенного молока, принадлежавшие им; постель и вещи были разбросаны по всему бараку, рядом с кроватью лежала корка арбуза, в которую кто-то помочился, а на фотографии ребенка одной из женщин ему выжгли глаза сигаретным окурком. Это сделали солдаты, которым было поручено изъять все запрещенные вещи и продукты. Крайне возмущенные женщины подняли шум. К ним присоединились женщины из соседних бараков. Они требовали отставки начальника колонии, а также отмены всех введенных Ходжаевой правил, требовали выпустить из ШИЗО наказанных женщин. Вскоре к баракам подоспел весь начальственный состав, во главе с самой Х.Ходжаевой, которая пыталась успокоить женщин, уверяя их в том, что она не давала указания к действиям такого рода и что виновных найдут и накажут, а условия проживания, как прежде станут более мягкими. Уговорами и обещаниями ей все-таки удалось успокоить женщин.

Но на следующий день в бараки снова пришли солдаты с обыском. Теперь разъярены были все женщины колонии. Из толпы звучали угрозы расправиться с начальником колонии. Шум был такой, что люди, живущие неподалеку от колонии, спрашивали, что происходит? Требования заключенных были те же, что и накануне. На пришедшую было Ходжаеву, начали наступать с кулаками заключенные, закрывшие лица платками. Вмешался бывший начальник колонии, который вместе с целой делегацией правоохранительных органов из Ашхабада и Дашогуза приехал сюда, – Гуванч Дурдыев, которого, кстати, женщины радостно приветствовали и требовали вновь назначить его начальником колонии, - он отвлекал внимание женщин, пока Ходжаеву незаметно выводили из опасной зоны. Только благодаря ему удалось уговорить заключенных успокоиться и вернуться в свои бараки. Начальника колонии заменили в течение 3 дней. Вместо Х.Ходжаевой назначена также бывший работник ашхабадского ДИН Ольга Мередовна (фамилию выяснить не удалось). После переназначения прекратились постоянные обыски и изъятие вещей, но было введено еще одно правило – теперь каждая заключенная может раз в 36 дней получить 1 передачу из дома весом не более 25 кг. и одну посылку раз в месяц.

ТИПЧ.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.