Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Особенности прохождения военной службы туркменскими солдатами.

Особенности прохождения военной службы туркменскими солдатами.

В связи с прошлогодними нововведениями в армии, когда президент С.Ниязов потребовал занять военнослужащих хозяйственными работами, туркменских солдат срочной службы стали ежедневно направлять в различные учреждения и предприятия. По разнарядке хякимликов, защитников Родины чаще всего направляют в строительные организации, жилищно-эксплуатационные тресты (ЖЭТ), больницы.

Теперь предприятия, у которых нет возможности платить квалифицированным рабочим, используют солдат как дешевую, а иногда и бесплатную рабочую силу. Эти же организации выделяют под казармы различные помещения вплоть до производственных, они же обязаны одевать и кормить военнослужащих.

Поэтому, если вы спросите туркменских солдат фамилию командира части или роты, то большинство не смогут ответить. А если спросите кто хяким города или начальник предприятия ответ последуeт незамедлительно.

Количество солдат, направляемых от военной части на предприятие обычно колеблется от 60 до 120 человек. Некоторые предприятия платят солдатам денежное довольствие. В ведомостях пишут 90 000 манат в месяц, но на руки солдаты получают 30 000 манат. В таких организациях как Центрострой, Цементный завод, Мостострой, ЖЭТ-ы, конторы по озеленению, есть только приказы о принятии солдат в организацию, об их материальном содержании нет никаких официальных документов. Кормят защитников Родины очень плохо: обычно треть положенной еды. Вещевое довольствие солдат, проходящих службу в отдаленных от столицы районах пришло в полную негодность. Немало солдат, которые носят обноски старослужащих 80 –90-х годов.

Поскольку на содержание солдат, направляемых на производство, денег не выделяется, то в “принимающих” организациях имеются сплошные финансовые нарушения. В них практикуется “черная бухгалтерия”, а все операции ведутся за наличные деньги. Об этом знают и в прокуратуре, и в налоговой инспекции. Проверяют же только тех, кто не делится с властями. Иногда масштабы нарушений настолько вопиющие, что невозможно их прикрыть, тогда прокуратура заводит дело и руководители предприятий получают большие сроки заключения.

Больницы города Ашхабада используют солдат как санитаров, нянек, дворников. Рассказывает лейтенант Д. Керимов:”В больницах солдаты задействованы как дворники, санитары, швейцары, на подхвате на кухне. Их нет только в некоторых новых больницах, таких как турецкий госпиталь, кардио и неврологическая больница в Берзенгах”.

В поселке Арзув, пригорода Ашгабада, находится военная часть В/Ч 60497 в которой служат 1800 солдат. Данная военная часть, как и многие другие в стране, полностью перешла в распоряжение хякимлика города. Ашхабадский хякимлик направляет солдат из воинской части №60497 на уборку территорий, на озеленение города, ремонт дорог, на слом домов, осуществляемый ремонтно - строительными управлениями № 1 и № 2 (РСУ).

Вопросы гигиены в этой части должным образом не соблюдаются, новобранцы уже через несколько месяцев попадают в госпиталь с диагнозами гепатит, педикулез, грибки на ногах. У подавляющего большинства солдат гастрит и анемия. Наш корреспондент беседовал с тремя офицерами и несколькими солдатами военной части. Они поведали о трех смертных случаях, произошедших в 2004 году: двое солдат скончались из-за болезни, еще один - вследствие издевательств “старослужащих”. Факт “дедовщины” начальством военной части был скрыт.

Еще одно туркменское “ноу-хау”: офицеры и старшины за определенную оплату направляют солдат-срочников фирмам и частным лицам для работы на стройках, в частных хозяйствах, для присмотра за частным скотом или на уборку частных дворов. Стоимость использования одного солдата в частном хозяйстве равна 150 000 манат.

Родители могут договориться с администрацией военной части, и тогда солдат будет ночевать дома. За такой вид службы нужно платить ежемесячно 50 долларов США. Такса до 500 долларов США, если новобранец пожелает служить в столице Эти суммы берут себе командиры частей. Организатором обычно является один из офицеров, который находит клиента через военкоматы.

Наши наблюдения показывают, что подобное положение сложилось во многих военных частях страны. Есть некоторые отличия в велаятах, но не в сторону улучшения, а в сторону ухудшения. В марыйском, дашогузском, чарджоузском велаятах остро стоят вопросы гигиены, недостатка питания, дедовщины. Политико-воспитательная работа в большинстве военных частей сведена к изучению книги “Рухнама”.

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

Каракалпакские активисты призвали к бойкоту выборов.
Каракалпакские активисты призвали к бойкоту выборов.
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.