Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Правозащитники СА преследуются властями

logo

Международные правозащитные организации призывают ОБСЕ обратить внимание на тяжелые условия работы правозащитников в Средней Азии

Международное Партнерство по правам человека (Брюссель), Болгарский Хельсинкский комитет (София), Civil Rights Defenders (Стокгольм), Московская Хельсинкская Группа (Москва), Нидерландский Хельсинкский Комитет (Гаага), Норвежкий Хельсинкский Комитет (Осло) и Польский Хельсинкский Фонд по правам человека (Варшава) выступили с совместным заявлением о положении правозащитников в Средней Азии. Заявление приурочено к Варшавской сессии по человеческому измерению ОБСЕ, которая состоится 3-4 октября 2010 года.

В заявлении говорится, что правозащитники в Средней Азии «исполняют ключевую функцию в выявлении нарушений прав человека и в привлечении виновных к ответственности. Однако их деятельность имеет цену. Их запугивают, им угрожают, их публично осуждают, против них выдвигают обвинения по политическим мотивам, их сажают в тюрьму, они подвергаются пытками и жестокому обращению, они вынуждены покинуть свою страну. Их родственников и знакомых также притесняют».

По мнению правозащитных организаций, сегодня особенно важно, чтобы правозащитники региона получали полную поддержку от международного сообщества, поскольку уважение прав человека является одним из основных принципов ОБСЕ. В заявлении говорится, что защита правозащитников должна стать приоритетной темой на декабрьском саммите ОБСЕ в Астане (Казахстан).

В заявлении перечисляются проблемы, с которыми сталкиваются правозащитники в Средней Азии. Так, после июньских событий в Кыргызстане правозащитников стали запугивать, публично обвинять и подвергать преследованию из-за попыток задокументировать происходящее. Правозащитники киргизской национальности обвинялись в «предательстве киргизского народа», если защищали права этнических узбеков. В заявлении напоминают о пожизненном приговоре, вынесенном директору правозащитной организации «Воздух» Азимжану Аскарову, об отъезде главы НПО «Граждане против Коррупции» Толекан Исмаиловой, покинувшей страну из-за угроз в ее адрес.

В заявлении напоминают о нарушениях, допущенных в деле Евгения Жовтиса, директора-основателя Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности. Жовтис отбывает наказание в тюремной колонии в Усть-Каменогорске на северо-востоке Казахстана.

В заявлении говорится, что независимые правозащитные группы в Туркменистане не могут действовать открыто, а те люди, которые обладают достаточной смелостью, чтобы участвовать в мероприятиях в сфере прав человека, находятся под слежкой национальных служб безопасности и рискуют оказаться объектом запугивания, допроса, запрета выезда за границу и других карательных мер. Правозащитники напоминают, что «как минимум, два человека сейчас находятся в тюрьме за их законную деятельность в области прав человека»: Аннакурбан Аманклычев и Сапардурды Хаджиев, которые были связаны с базирующимся в Болгарии Туркменским Хельсинским Фондом, были приговорены к семи годам тюремного заключения по сфабрикованному обвинению в нелегальном владении огнестрельным оружием.

Туркменская правозащитника Огулсапар Мурадова умерла в заключении вскоре после суда в 2006 году. По словам родстенников, на теле О. Мурадовой были видны следы пыток, но расследование ее смерти до сих пор не проведено.

В докладе напоминают о запугивании летом 2010 года родственников Фарида Тухбатуллина, который бежал из Туркменистана в Австрию в 2003 году и является главным редактором «Хроники Туркменистана».

Активист-эколог Андрей Затока был выдворен из Туркменистана вместе с женой в ноябре 2009 года (незадолго до этого Затока был приговорен к пяти годам тюрьмы по сфабрикованному обвинению). Затоку и его жену заставили отказаться от туркменского гражданства.

В Таджикистане статьи Уголовного Кодекса, запрещающие клевету и оскорбление, используются для того, чтобы подвергать судебному преследованию журналистов, пишущих критические статьи. Гражданские иски за клевету часто включают высокие требования о возмещении морального ущерба и используются чиновниками как средство предотвращения критики. С февраля 2010 года в Душанбе продолжаются слушания в районном суде по делу, возбужденному тремя высокопоставленными судьями против юриста Солиджона Джураева и трех независимых изданий «Азия-Плюс», «Фараж» и «Озодагон». Судьи посчитали, что в информации, которую распространил Джураев, оскорбляются их честь и достоинство. В качестве возмещения морального ущерба судьи запросили в общей сложности более 5 миллионов сомони (примерно 1 миллион евро). Джураев часто заявлял о сфабрикованности уголовных дел, нарушении прав ответчиков и использовании пыток.

В Узбекистане официально зарегистрированы только две правозащитные организации, одна из которых — «Эзгулик» — недавно сообщала об усиливающемся давлении. Многие правозащитники покинули страну из-за преследования, более десяти правозащитников были признаны виновными по сфабрикованным обвинениям и находятся в тюрьме. Для давления на правозащитников инициируются гражданские иски по обвинению их в клевете.

В заявлении международных правозащитных организаций упоминается Ганихон Маматханов, который защищал права фермеров и приговорен к пяти годам тюрьмы, Сурат Икрамов, глава Инициативной Группы Независимых Правозащитников Узбекистана (ИГНПУ), против которого заведено дело по обвинению в распространении клеветы и порочащей информации. От С. Икрамова требуют 15 миллионов сомов (7.5 тысяч евро) (28 сентября суд признал С. Икрамова виновным — ред.).

Правозащитные организации, подписавшие заявление, дают рекомендации государствам-участникам ОБСЕ. Так, на саммите в Астане необходимо подтвердить, что необходимо уважать права людей и неправительственных правозащитных организаций. Улучшить и усилить защиту правозащитников, назначить спецпредставителя ОБСЕ, который бы занимался защитой правозащитников, развивать возможности ОБСЕ для скорой реакции в случаях, когда правозащитники срочно нуждаются в помощи; усилить сотрудничество среди государств-участников, чтобы поощрять независимость судей, прокуроров и правоохранительных органов в регионе ОБСЕ.

От властей Кыргызстана правозащитники требуют пересмотреть дело Азимжана Аскарова и его соответчиков; защитить правозащитников, их родственников и адвокатов; Аскаров должен быть освобожден в ожидании пересмотра его дела.

Власти Казахстана должны пересмотреть дело Евгения Жовтиса с полным учетом всех фактов и соблюдением его прав, освободив Жовтиса от отбывания текущего наказания на время пересмотра дела.

Власти Туркменистана должны обеспечить нормальную работу активистам гражданского общества, не запугивать их и не притеснять их родственников и знакомых; освободить Аннакурбана Аманклычева и Сапардурды Хаджиева из тюрьмы, а пока они остаются там, обеспечить гуманное отношение к ним; начать тщательное и независимое расследование обстоятельств смерти Огулсапар Мурадовой и объявить его результаты.

Власти Таджикистана должны отменить статьи Уголовного Кодекса, которые криминализируют клевету и оскорбление; воздерживаться от практики использования исков ради запугивания журналистов и правозащитников; убедиться, что суммы, которые требуют для возмещения морального ущерба, разумны и отвечают возможностям ответчика.

Власти Узбекистана должны освободить правозащитников, которые посажены в тюрьму по политически мотивированным обвинениям; следить, чтобы гражданские иски за клевету не использовались для наказания правозащитников.

Источник :: Фергана.Ру

Последние новости

«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.