Туркменские женщины активно стараются практиковать гендерное равенство. Но власть не дает им этого права. Она рапортует о количестве женщин в руководстве, в СМИ, вводя в заблуждение всех нас, поскольку, официальные цифры – обычные потемкинские деревни. Эти женщины статисты и не имеют никакого права голоса.
Наша гордость - туркменская журналистка и правозащитница Солтан Ачилова, недавно вошла в число финалистов на получение международной премии имени Мартина Энналса. Однако, это стало возможным не потому что туркменские власти приветствуют свободу СМИ, а вопреки этому.
Все здесь присутствующие знают, что на протяжении многих лет Туркменистан по не свободе СМИ находится в одной компании с Северной Кореей и Эритреей!
В начале года Туркменистан должен был наконец то дать ответ на Решение Комитета ООН по правам человека по Огулсапар Мурадовой, отважной женщины, выступавшей против туркменского режима и поплатившейся за это своей жизнью. Ащхабад преступно промолчал, тем самым режим Бердымухамедова взял на себя полную ответственность за смерть журналистки и правозащитника.
Что это значит? Что режим, несмотря на заверения туркменских чиновников с высоких трибун, не намерен давать свободу средствам массовой информации.
Именно из за такой позиции в стране происходят совершенно абсурдные вещи: корреспондента независимого издания turkmen.news Нургельды Халыкова приговорили к четырем годам лишения свободы лишь за то, что он прошлым летом просто переслал фотографию Миссии ВОЗ, побывавшей в Туркменистане для оценки ситуации по COVID-19. Миссия ВОЗ ездит по всем странам, это показывают во всех СМИ... Что в этом преступного? Ничего. А парень – в тюрьме.
В прошлом году Туркменистан занял последнее место в рейтинге Свободы прессы организации «Репортёры без границ» среди 180 стран, сместив Северную Корею. Власти запрещают гражданам узнавать новости через интернет- приложения. В стране запрещен ЮТУБ. В целом по уровню пользования интернетом Туркменистан находится в самом хвосте этих стран, только ленивый не сказал об этом. Такая ситуация в самом Туркменистане.
Но и за рубежом жестоко преследуются все, кто пользуется Ютубом, преследуются блогеры, и те, кто осмеливается выступать на радио Азатлык.
Активисты, которые в последнее время выступают не скрывая лица рассказывают, что им и их родственникам угрожают именно за то, что они пытаются воспользоваться правом на свободу слова, мнения, СМИ.
Давайте не будем закрывать на это глаза, уважаемые участники, не констатировать факты, а совместными усилиями решать проблему. А присутствующим здесь представителям Туркменистана предлагаем опомниться и задуматься: своими действиями Вы вредите не вышеперечисленным людям активистам. В первую очередь Вы вредите себе, своим близким и детям. Они уже отстают от таких же граждан в других странах на десятки лет по уровню образованности, коммуникабельности, гражданского сознания, хотя бы потому что не имеют доступа к интернету в полной мере, не говоря уже о других возможностях и правах.
Благодарю за внимание.
Таджигуль Бегмедова
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.