Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

НПО всерьез взялись за ОБСЕ.

НПО всерьез взялись за ОБСЕ.

В Астане завершилась Параллельная конференция гражданского общества ОБСЕ. За два рабочих дня неправительственные организации 16 стран озвучили более 100 конкретных рекомендаций в области соблюдения прав человека, которые представят главам делегаций стран-участниц ОБСЕ на предстоящем саммите.

Параллельную конференцию гражданского общества ОБСЕ (Астана, 28—29 ноября) посетило 177 делегатов от НПО Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Беларуси, России, Армении, Грузии, Туркменистана, Украины, Норвегии, Нидерландов, Польши, Греции, Швеции, 19 представителей международных НПО, 21 официальный представитель Казахстана, Европейского Союза, Финляндии, Франции, Германии, Литвы, Британии, США, а также 11 членов БДИПЧ ОБСЕ.

От Казахстана зарегистрировалось больше всего НПО — 59, но было много и тех, кто пришел выступить без регистрации. Казахстанскую официальную власть представляли посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Казахстана Мадина Джарбусынова и советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев, а также большая свита из лояльных НПО.

Международные организации по защите гражданских прав говорили об ограничении свободы слова, действий СМИ и правозащитников. Участники конференции отметили: по сей день правозащитники всего мира сами ущемляются в правах, а журналисты попадают под негласную цензуру — их свободу продолжают ограничивать запретами и арестами. Не говоря уже о подстроенных несчастных случаях со смертельным исходом.

Программа мероприятия включила в себя 5 сессий: «Обсуждение фундаментальных свобод и представление рекомендаций ОБСЕ по выполнению обязательств в области человеческого измерения», «Обсуждение ситуации в странах бывшего СССР с фокусом на Центральной Азии», «Усиление способности ОБСЕ эффективно реагировать на политические и гуманитарные кризисные ситуации», «Укрепление механизмов, функциональности и связей с гражданским обществом», «Планы по участию гражданского общества в ОБСЕ».

Открывая конференцию, организаторы включили видеозапись обращения к коллегам директора Казахстанского бюро по правам человека Евгения Жовтиса и главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой. Для Евгения Александровича были также оставлены пустой стул и табличка с его именем на столе.

Выступавшие в каждой сессии представляли ситуацию во всех странах СНГ, старались систематизировать проблемы и предложить их решение в формате ОБСЕ. Надо сказать, что каждая из озвученных проблем была в той или иной мере близка всем странам региона.

Так, профессор Государственного университета Илии Олег Панфилов (Грузия) описал опасность журналистской профессии в бывшем СССР, которая, в основном, во всех странах сводится к использованию определенных статей законов для расправы с журналистами. Также отметил он проблемы цензуры, самоцензуры, интернет-блокировок, доступа к информации и главное — отсутствие механизма контролирования обязательств и исполнения законов.

Рекомендации г-на Панфилова были адресованы не только ОБСЕ, но и, в первую очередь, самому журналистскому сообществу.

— Журналистам необходимо поддерживать друг друга, бороться вместе, соблюдать журналистскую этику, — отметил эксперт, — ОБСЕ же могла бы стать не молчаливой и опасливой организацией, которая наблюдает за отношениями неравных сторон — правительств и гражданского общества, а активной.

Также он предложил разработать и ввести обязательный вузовский курс по правам человека и журналистской деятельности, провести совместное с ОБСЕ исследование по состоянию свободы слова и соблюдения прав журналистов, провести активную кампанию за изменения уголовного законодательства в СНГ, а также создать координационный совет НПО при ОБСЕ для мониторинга реализации всех этих пунктов.

Глава казахстанского фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева предложила декриминализовать клевету в законодательстве европейских стран.

— В который раз ни один из депутатов нашего парламента не поддержал предложение журналистской общественности о декриминализации клеветы, — отметила она, — эта статья содержится в законах развитых стран, но в пассиве, и это дурной пример для нашего региона — наши власти ссылаются на факт наличия такой статьи в законах демократических стран.

Следующей общей болезненной точкой стала свобода собраний и ассоциаций.

- Госорганы не готовы — они против собраний сами по себе, хотя должны просто контролировать их мирность, — отметила профессор Высшей школы экономики, эксперт БДИПЧ ОБСЕ Нина Беляева (Россия). — По данному конкретному праву у полицейских должен быть подход на основании прав человека. Но в полиции многих стран нет такой культуры вообще — на основе прав человека. Нужно поддержать и организовать совместное обучение госорганов и организаций для обеспечения того, чтобы демонстрации были мирными.

Особая ситуация в этой области была отмечена в Центральной Азии, где, по словам эксперта Бюро по правам человека Юрия Гусакова, «тщательно бдят за общественными объединениями». Эксперт рекомендовал ОБСЕ инициировать процесс, «который поднял бы на высокий уровень свободу ассоциаций и родил конвенцию о соблюдении этого права». При этом, по мнению Гусакова, казахстанские власти недостаточно понимают значение слов «свобода» и «право» Специально для непонятливых оратор пояснил: свобода — это то, «куда государство не имеет права совать свой нос».

Член правозащитного центра «Вясна» Алесь Беляцкий (Беларусь) в своем выступлении предложил «добиваться прав отдельного человека в ОБСЕ по защите правозащитников, так же, как по свободе ассоциаций и по свободе слова».

— В ряде стран условия работы правозащитников ухудшились. Я назову несколько наиболее острых случаев. Всех нас потрясли убийства правозащитников в России в прошлом году. Прямые угрозы получают правозащитники из Кыргызстана, они очень мужественно себя проявили во время кризиса, который был в этом году, — подчеркнул член правозащитного центра «Вясна». Он также отметил, что неутешительна ситуация и в самой Беларуси, где нередки обыски и конфискации в офисах тамошних правозащитников. А в Узбекистане только за этот год было арестовано более 10 борцов за гражданские права. Он предлагает приложить все усилия, чтобы репрессии против правозащитников прекратились. Казахстанскому же правительству Беляцкий советует подумать о судьбе Евгения Жовтиса, который в 2009 году был заключен в колонию-поселение за преступление, совершенное по неосторожности.

Правозащитникам, подвергшимся гонениям властей на пространстве ОБСЕ, организаторы посвятили «Стену солидарности» — стенд, на который каждый участник мог разместить фото правозащитника из своей страны и описание сложившейся в отношении него неправомерной ситуации. И это была наглядная стена так называемых «политических дел».

Четыре казахстанца были признаны здесь политическими заключенными — Евгений Жовтис, Рамазан Есергепов, Айдос Садыков и Ермек Нарымбаев. По мнению специалистов, обвинения против правозащитника были сфальсифицированы. Роза Акылбекова из Казахстанского Международного Бюро по правам человека и соблюдения законности представила аудиозапись от имени Евгения Жовтиса. Это было его послание в преддверии саммита глав ОБСЕ.

Несмотря на то, что Евгений Жовтис находится под арестом, он продолжает вести правозащитную деятельность и бороться за свои права в частности. Недавно он подал жалобу в Комитет ООН по правам человека. Его фотография сегодня в центре «Стены солидарности» в конференц-зале.

Представляющая Всемирный Альянс Гражданского Участия Соня Зильберман объяснила значимость стены: «Она играет большую роль. Очень многие в этом зале борются за то, чтобы правозащитников выпустили из-под ареста. В знак солидарности со всеми коллегами, которые не могут быть на этой конференции, очень важно показать, насколько актуальна проблема с узниками совести. Это проблема не правосудия. И мы, как гражданское общество, хотим ее решить».

Поведение представителей казахстанской власти и прилегающих к ней НПО можно охарактеризовать как быстрое ориентирование на местности у первых и дезориентацию у вторых.

Мадина Джарбусынова прочла на редкость воодушевляющую речь об НПО.

— Ваша работа направлена на поддержку граждан, когда правительства не полностью исполняют свои мандаты. Любое государство на пути к демократии должно установить диалог с НПО. Все встречи ОБСЕ, которые мы организовывали, были бы бессмысленны без участия НПО, — сказала она.

Ермухамет Ертысбаев сначала проявил было растерянность — на упоминание в докладе о кыргызстанском правозащитнике Азимжане Аскарове, осужденном пожизненно с многочисленными судебными нарушениями, попытался заметить, что это случилось «наверняка за уголовное преступление» и попросил авторов уточнить, за какое именно. Гражданское общество удивилось неосведомленности советника, посоветовав «почитать СМИ».

Но чуть позже, почитав, Ермухамет Кабидинович извинился и сообщил, что готов «самым серьезным образом подключиться к ситуации».

Сотрудничающие с властью НПО на автомате пытались противоречить, только чему — не совсем понимали. В итоге решили сосредоточить критику на сессии, посвященной проблемам гражданского общества СНГ с фокусом на Центральной Азии: не менее 10 различных НПО хором заявили о несправедливости такой сессии, а также на всякий случай покритиковали само мероприятие.

— Евросоюз уже не та священная корова, на которую мы молились, в Европе права журналистов тоже ухудшились. И выделять Центральную Азию в итоговом документе некорректно, — сказал глава интернет-ассоциации Шафкат Сабиров.

— Конференция не может называться параллельной конференцией ОБСЕ, и ее рекомендации не могут быть адресованы саммиту, — прозвучало еще одно выступление из зала.

— Опять Казахстан и Казахстан! На обзорной конференции 30 человек обсуждали Казахстан, записанные тексты читают, — прокричал в притихшей аудитории член Комиссии по правам человека при президенте Казахстана Марат Башимов. — А США? Национализм, расизм, црушники по всему миру, Гуантанамо — почему это никто не обсуждает?

Организаторам пришлось пояснять, что если бы конференция прошла в Литве, были бы обсуждены проблемы того региона.

В конце каждой сессии НПО дискутировали и предлагали решения заявленных проблем. Организаторы, со своей стороны, предложили проект итогового документа, включающий в себя порядка 70 различных предложений и рекомендации для ОБСЕ. В ходе первого дня в каждой сессии были собраны рекомендации и от НПО. Готовый документ будет обнародован по завершении конференции.

Всерьез НПО обсуждают создание ассоциации НПО при ОБСЕ или внутри нее, или создание тематических объединений по темам сессий конференции, или создание ежегодного совета НПО при каждом из председателей ОБСЕ. Словом, дискуссии вызывают только формы и методы работы.

Ирина Медникова, Дина Турлыбекова

Источник :: Республика (Казахстан)

Последние новости

Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссия по изучению событий в Каракалпакстане в июле 2022 года
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссии по изучению событий в Каракалпакстане в...
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции