В конце июля – начале августа суды в Каракалпакстане начали рассмотрение шести уголовных дел в отношении восьми подсудимых, обвиняемых в распространении через интернет информации, угрожающей общественной безопасности. Пятерым из них также инкриминируют публичные призывы к «незаконному изменению конституционного строя Республики Узбекистан». Эти данные свидетельствуют о дальнейшем усилении политических преследований в Каракалпакстане, связанных с попытками Ташкента подавить движение за суверенитет республики. При этом СМИ Узбекистана о таких судебных процессах не сообщают.
Одним из последних приговоров в отношении так называемых «сепаратистов» стал приговор по делу Дамежан Есеновой, осужденной 10 июня 2024 года Кунградским районным судом за «оскорбление президента Узбекистана» (ст.158 ч.3 УК) и распространение в интернете информации, угрожающей общественной безопасности (ст.244-1 ч.3 п.«г»). Поскольку это уголовное дело является типичным для правоприменительной практики современного Каракалпакстана, рассмотрим его более подробно.
По версии следствия, Есенова, используя профиль «Асилбек Тахиров», отслеживала в Youtube различные видеоматериалы, связанные с Каракалпакстаном, и, активно участвуя в их обсуждении, оставляла комментарии, имеющие, по оценке экспертизы, «сепаратистский характер», «нарушающие общественное согласие» и публично оскорбляющие президента Узбекистана. Конкретные цитаты, ставшие основанием для уголовного преследования, в приговоре не приводятся, об их содержании можно судить лишь из изложения в судебном решении показаний самой подсудимой.
Как отмечается в приговоре, Есенова неоднократно выезжала на заработки в Ташкент. 29 декабря 2023 года она вернулась в Кунград на место постоянного проживания. А уже 3 января 2024 года в ОВД района в ходе совместного мероприятия Управления Службы государственной безопасности и МВД РК был проверен и изъят ее телефон, установлено, что она являлась пользователем «подозрительного профиля» в Youtube.
Есенова показала в суде, что примерно в октябре-ноябре 2022 года открыла аккаунт «Каракалпак» в Telegram, через который общалась со знакомыми и родственниками, через некоторое время стала участником виртуальных групп «Свободу Тажимуратову и другим задержанным из тюрем Узбекистана», «ОБСЕ 2023», «Karakalpakstan News Chanel», «Алга Каракалпакстан» и др., знакомясь с публикуемыми материалами, установила контакт с проживающим в Польше каракалпакским оппозиционером Карлыбаем Бекмуратовым, начала общаться с ним через соцсети, подготовила видеообращение к президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву от имени народа Каракалпакстана с требованием освободить Даулетмурата Тажимуратова (в приговоре не упоминается, было ли это видео опубликовано). В октябре 2023 года Бекмуратов участвовал в конференции ОБСЕ в Варшаве, после которой отправил ей с польского номера четыре видеоматериала и просил распространить. Она переслала их знакомым на три аккаунта, но получатели не отреагировали на эти отправления.
Их четырех полученных от Бекмуратова видеоматериалов, упоминаемых в приговоре, по названиям можно идентифицировать два. Один из них «Денежные средства на спасение Аральского моря. Проблемы беженцев из Каракалпакстана / ОБСЕ, Варшава» представляет собой 6-минутную видеозапись выступлений каракалпакских активистов Кошкарбая Торемуратова и Карлыбая Бекмуратова на пленарном заседании Конференции ОБСЕ по человеческому измерению в Варшаве 12 октября 2023 года. Этот ролик, по-прежнему доступный в Youtube, был размещен в сети каракалпакским активистом Акылбеком Муратовым, который в настоящее время содержится в СИЗО в Алматы в связи с экстрадиционным запросом Узбекистана. Второй ролик – видеозапись другого выступления Кошкарбая Торемуратова на той же конференции ОБСЕ.
Впрочем, хотя описанию этих событий в приговоре уделено заметное место и даже заслушаны в суде трое свидетелей, подтвердивших получение 30 октября – 1 ноября 2023 года через Telegram видеоматериалов от Есеновой (один из них показал, что получил видео о волнениях в Нукусе в 2022 году), суд все же не решился прямо заявить, что распространение видеозаписи с мероприятия ОБСЕ является уголовным преступлением, ограничившись указанием на размещение подсудимой противоправных комментариев в Youtube.
Что касается последних, по показаниям Есеновой, в августе 2023 года она купила у женщины, работавшей с ней в кафе, телефон, через который прежний владелец открыл профиль «Asilbek Tohirov» в Youtube. Используя этот профиль, она стала смотреть различные видео и оставлять комментарии, в частности, что Каракалпакстан должен стать независимым государством, его жители должны быть гражданами Каракалпакстана, а не Узбекистана, что Даулетмурата Тажимуратова осудили неправильно, его надо освободить, поддержала призывы лидера оппозиционного движения «Алга Каракалпакстан» Амана Сагидуллаева к проведению акций протеста и заявила, что готова принять в участие в них, высказывала недовольство текущей политикой.
Стоит отметить, что с точки зрения международных стандартов ни одно из этих утверждений не может рассматриваться как противоправное или недопустимое в демократическом обществе.
В суде Есенова «полностью признала вину», заявив, что не знала, что распространение таких материалов является уголовным преступлением по законам Узбекистана.
Учитывая «раскаяние» и наличие 4 несовершеннолетних детей, которых подсудимая воспитывает без мужа, суд приговорил ее к 3,5 годам ограничения свободы.
Согласно решению суда в период отбывания наказания она должна находится под контролем правоохранительных органов, не менять место жительства, не выходить из дома с 21 часа до 7 часов утра, ей запрещено посещать публичные мероприятия, пользоваться интернетом, иметь или хранить телефон, подключенный к интернету. Изъятый телефон по решению суда был конфискован в качестве орудия преступления.
Приговор в отношении Есеновой дает основания для оценки ее уголовного дела как политического преследования, свидетельствующего о несоблюдении Узбекистаном международных обязательств в области прав человека.
Виталий Пономарев