Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Резолюция ООН по Туркменистану является «внешнеполитическим сигналом».

 21.01.2004	 Резолюция ООН по Туркменистану является «внешнеполитическим сигналом»

Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую нарушение прав человека в Туркменистане. По мнению правозащитников, эта мера не окажет существенного воздействия на администрацию Сапармурата Ниязова в Ашгабате. Тем не менее, считает один западный дипломат, резолюция служит серьезным «внешнеполитическим сигналом».

Сайт UN.org сообщил в конце декабря, что резолюцию с осуждением Туркменистана поддержали 73 государства, 40 выступили против и 56 воздержались. Осуждение бывшей советской республики стало необычной для ООН мерой.

Резолюция по Туркменистану лаконична и отвечает стремлению дипломатов избежать новых дискуссий о том, насколько сильным должно быть давление на режим Ниязова. Политическая система в Туркменистане – одна из наиболее репрессивных в Средней Азии, и Ашгабат дает отпор попыткам, в том числе и со стороны «тихой» ооновской дипломатии, вмешаться в ситуацию с правами человека.

Молчаливо признавая неэффективность осуществляемых мер, резолюция ООН призывает к выполнению предыдущих резолюций, ранее отвергнутых Туркменистаном. ООН повторяет призыв выполнить рекомендации, изложенные в марте 2003 г. в докладе, который был подготовлен докладчиком Московского механизма Организации по безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ). ООН призывает правительство Ниязова осуществить меры, изложенные в предыдущей резолюции Комиссии ООН по правам человека.

«Московский механизм» впервые был предложен Сергеем Ковалевым, бывшим политзаключенным и членом российского парламента, возглавлявшим первую независимую российскую делегацию на встрече ОБСЕ в Москве после неудавшегося государственного переворота 1991 г. Эта редко применяемая процедура обязывает государства-члены ОБСЕ реагировать на запросы других членов организации, касающиеся возможных нарушений прав человека, в том числе изложенных в Хельсинкских соглашениях.

Еще одним важным пунктом резолюции Генеральной Ассамблеи является призыв предоставить Международному комитету Красного Креста, а также адвокатам и родственникам немедленный доступ к лицам, содержащимся под стражей. Имеется в виду группа приблизительно в 100 задержанных и обвиненных в связи с покушением на жизнь президента Ниязова в 2002 г.

Родственники и правозащитники утверждают, что подозреваемые подвергаются пыткам и жестокому обращению. Российские дипломаты в Ашгабате не посещают задержанных – российских граждан и воздерживаются от комментариев по этому вопросу, хотя некоторым туркменским диссидентам и разрешается с молчаливого согласия властей проживать в Москве. В отличие от них американские дипломаты публично оспорили аресты и отсутствие надлежащей процедуры, встретились с одним из арестованных лиц, имеющим американское гражданство Леонидом Комаровским, и в конечном счете добились его освобождения из тюрьмы и возвращения в Соединенные Штаты.

Порицание со стороны ООН вряд ли приведет к изменению тоталитарной системы в Туркменистане, культа личности и прославления режима Ниязова. В то же время резолюция примечательна тем, что на этот раз Россия присоединилась к голосовавшим за нее государствам. На заседаниях ООН Россия часто блокировала попытки осуждения государств, которые, с точки зрения Москвы, находятся в ее сфере влияния.

Россия имеет обширные торговые отношения с имеющим богатые запасы газа Туркменистаном, в котором проживает значительное число русскоязычного населения. Озабоченность возможными злоупотреблениями в отношении этнических русских в Туркменистане способствовало тому, что Россия поддержала резолюцию ООН. Резолюция была принята несмотря на поток писем и личных встреч Ниязова с западными представителями с целью предотвратить ее принятие.

В начале января Ниязов объявил об отмене режима выездных виз для туркменских граждан. Эта мера была, по-видимому, принята отчасти в ответ на резкую резолюцию ООН. Однако, как подтверждает принятие резолюции, большинство государств международного сообщества не убеждены, что Ниязов готов проявить уважение к нормам, защищающим права человека.

Резолюция по Туркменистану, как и резолюция по правам человека в Иране, является свидетельство более активной роли, которую начали играть Европейский Союз в ООН. Включение государств Центральной Европы в ЕС придало больший вес совещательному органу в рамках ООН – «Группе западноевропейских и других стран» (WEOG), что позволило европейцам и североамериканцам обеспечить достаточное количество голосов для того, чтобы противостоять «Группе 77», совещательному органу развивающихся стран, включающему некоторых старых союзников СССР. «Группа 77» неоднократно жаловалась на избирательность в подходе западных стран к нарушениям прав человека.

Обычно ООН предпочитает передавать ОБСЕ решение вопросов, связанных с правами человека в странах-членах ОБСЕ, учитывая присутствие среди 54 членов этой организации Соединенных Штатов и России. Резолюция ООН является частью стратегии, разработанной НПО и заинтересованными государствами, по превращению Туркменистана в страну-изгоя международного сообщества.

Несмотря на ее принятие большинством голосов, резолюция встретила энергичное сопротивление ряда государств. Многие развивающиеся страны выразили солидарность с Туркменистаном, по-видимому считая, что озабоченность Запада ходом демократического развития прикрывает стремление к эксплуатацию ресурсов той или иной страны. Представитель Пакистана заявил, что принимать резолюции в отношении отдельной страны несправедливо и необходимо придерживаться тенденции обсуждения более широких вопросов именно для того, чтобы не заводить эти обсуждения в тупик. Особенно несправедливо со стороны Запада выносить решение, осуждающее мусульманскую страну, которая переживает процесс перехода, – заявил пакистанский дипломат, который, по сообщению представителя НПО, активно лоббировал отклонение резолюции.

Против резолюции голосовали и члены Организации Исламской конференции, которые часто выступают против такого рода решений. Кроме того, среди проголосовавших «против» был Афганистан. Во время голосования в аудитории отсутствовали представители соседних государств, в том числе Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Турции.

Кэтрин А. Фицпатрик – директор программ по СНГ при Международной лиге прав человека.

«Eurasianet»

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.