Конституции многих государств гарантирует своим гражданам те или иные свободы, в числе которых свобода слова и право на получение информации. Не является исключением и Туркмения – в ее конституции, в которую в ноябре прошлого года были внесены изменения и дополнения, также имеются подобные статьи.
В частности, статья 26 гласит: «Граждане Туркмении имеют право на свободу убеждений и их свободное выражение, а также на получение информации, если она не является государственной и иной охраняемой законом тайной».
«Никто не в праве лишить человека каких-либо прав и свобод или ограничить его в правах иначе как в соответствии с Конституцией и законами», - читаем в статье 16-й.
Однако царство Туркменбаши, вступившее уже в свой золотой век, не являлось бы таковым, если бы в нем, помимо конституции для мирового сообщества, не было своих собственных законов. А законы эти не просто расходятся с Основным законом, но явно ему противоречат.
Уже несколько лет в Туркмении нет доступа к зарубежными средствам массовой информации, в частности, отменена подписка на российскую периодику. Ретрансляция российского телевидения сведена к двум часам дозированного показа программ Первого канала. Прекращен прием радиостанции «Маяк», глушится радио «Азатлык» («Свобода» на туркменском языке), вещающее на Туркмению. Нет широкого доступа в Интернет и к средствам сотовой связи.
А каково в стране положение журналистов? Фактически, журналистики, в том понимании, в котором она принята во всем мире, в Туркмении уже давно нет. Она канула в небытие с тех самых пор, как в стране закрылись все негосударственные издания, а государственные подчинил себе Великий Вождь Туркменбаши. То, что сегодня публикуют и передают местные средства массовой информации, к журналистике отношения не имеет. Люди, работающие в газетах, на радио и ТВ, лишь озвучивают официальную точку зрения, которая на самом деле является точкой зрения одного человека – «Великого Сердара всех туркмен».
Журналистика предполагает наличие у работающих в этой области людей таких качеств, как гражданская позиция, смелость, решительность, стремление к новому, в том числе и повышению самообразования. Но именно эти качества не только чужды, но и враждебны любому диктаторскому режиму, при котором инакомыслие пресекается в корне. Не случайно туркменскими властями отнесен к «вредным» ежегодный профессиональный семинар для журналистов стран Центральной Азии и Кавказа, проводимый в Швеции. Все участвовавшие в этих семинарах туркменские журналисты под разными предлогами уволены из официальных СМИ, и дорога в государственные средства массовой информации, единственным учредителем которых является сам Туркменбаши, участникам семинаров наглухо закрыта.
С недавних пор власти Туркмении требуют от каждого работающего журналиста дать подписку о том, что он предупрежден о строжайшем запрете на поездки за рубеж, посещения посольств и иных дипломатические представительств, а также на несанкционированные контакты с иностранцами. Ослушникам грозит немедленное увольнение с работы.
Именно этой мере воздействия подверглась недавно журналистка одного из радиоканалов Айджан Байджанова. Девушка весьма легкомысленно отнеслась к встречам с представителем одной из западных стран, работающим в Туркмении, и поплатилась за эту связь своей работой.
Когда-то лицом туркменского телевидения был замечательный диктор Кадыр Атабаев. Он имел неосторожность выказать свою лояльность тем, кто позже был обвинен в попытке переворота и пожизненно осужден. Сам К.Атабаев изгнан с национального телевидения. Пострадали и его близкие родственники, в частности, его дочь–студентку исключили из университета.
Осуждать людей, которые приспособились и прогнулись под властью президента Ниязова, трудно. При тотальной безработице, которая наступила в стране с приходом на туркменскую землю «золотого века», люди вынуждены держаться за любую работу, даже поступаясь достоинством и самоуважением. Однако внушает надежду тот факт, что остались в стране журналисты, которые, скрываясь под псевдонимами, рискуя личной свободой и свободой своих близких, передают правдивую информацию за пределы страны о том, что происходит в царстве Туркменбаши. К сожалению, наладить обратную связь с читателями в своей стране не в силах журналистов. Несмотря на гарантированную Конституцией Туркмении свободу собраний, митингов и демонстраций, люди не могут собираться и высказывать свое мнение или слушать других, а иных трибун, помимо официальных, в этой стране просто не существует.
Марьям Идрисова.
«Прима-News»