Из Ашгабада сообщают, что работники телерадиокомпании недовольны установившейся практикой работы в их системе. Неукоснительные требования руководства телерадиокомпании показывать все программы исключительно через призму культа личности Ниязова вызывают у профессионалов глухое раздражение. Как сообщил нашему наблюдателю ведущий сотрудник К.А.:” Мы мечтаем о цивилизованном телевидении, мы хотим делать программы, в которых нуждаются телезрители, мы хотим освещать действительность, а не выдумывать бесконечную, вызывающую у людей оскомину, приторную ложь.”
До недавнего времени национальное телевидение Туркменистана вело вещание на трех каналах – «Алтын асыр: Туркменистан» (Золотой век: Туркменистан), «Мирас» (Наследие) и «Яшлык» (Молодость), чьи программы транслируются через спутник. С 2005г. в полном объеме начал вещание новый спутниковый канал ТV-4 «Туркменистан», главной задачей которого было названо «распространение правдивой информации о жизни Туркменистана”.
Члены Туркменского Хельсинкского Фонда проанализировли программу передач туркменского телевидения за неделю. Взяли наугад программу телевидения за неделю, с 31 января по 6 февраля 2005г. Телезрителям предлагают: ежедневно по 6 раз программу новостей ”Ватан”, запланированную на 20 минут, и два раза в день пятиминутную программу “Самые последние новости”. На самом деле почти каждую неделю сетка часов жестоко ломается, а лимит в 20 минут удлиняется на целый час, а то и два. Это происходит каждый раз после расширенного совещания кабинета министров, посещения первого лица страны различных новостроек и театрализованных представлений, посещения областей и районов, напрямую транслируемых по всем каналам. На следующий день трансляция повторяется, а в конце недели - вновь по новому кругу.
31 января (в новом варианте январь переименован в Туркменбаши) в понедельник (переименован в башгун) семь передач предложены через призму культа личности Ниязова: Рухнама шагает по миру; Туркменистан: Независимый и Нейтральный; Духовная вершина туркмен; Тропа здоровья Вождя-Сердара; Туркменский путь подъема; Туркменский путь-путь закона; Пусть процветает туркменский народ. Понедельник 31 января был обычный не праздничный день. В другие, предпразничные и праздничные дни, вниманию телезрителей предлагаются исключительно передачи, отражающие вышеприведенное направление.
1 февраля (в новом варианте месяц- Байдаг) вторник (Хошгун) те же шесть программ новостей “Ватан”, две пятиминутные программы “Самые последние новости” и плюс 20 минутная программа новостей на английском языке с тем же уклоном. 10 минут отводятся предварительно фильтруемым интернет - новостям.
Каждую неделю обязательная порция из 6 – 7 передач. 1 февраля они назывались: Визит (вероятно имеется в виду “вклад”) Вождя-Сердара в исскуство; Справедливость Великого Сердара; Золотой век туркмен; Край; Шелковые пути (почему-то в множественном числе); Служу Независимому, Вечно Нейтральному Туркменистану!; Духовная вершина туркмен.
Отдельно отметим передачи на всю неделю, посвященные книге С. Ниязова- Священной Рухнама: Светоч-Рухнама; Рухнама-мой духовный мир; Туркмен-гордись Рухнамой; Рухнама – книга этики; Священная Рухнама и национальная культура.
Важное место в туркменском телевидении занимают передачи, посвященные вкладу Ниязова в построение государства. С 31 января по 6 февраля предлагались такие передачи как: В тени Великого Сердара; Золотые страницы; Путь возрождения; Дорогой Независимости; Несите свою духовность высоко; Надежная Независимость; Воздвиг Великий Туркменбаши; Плоды Независимости; Кладовая туркменской духовности; Любимая Отчизна; Счастливые времена; Образцы Независимого времени; Совершенство духовности.
Так можно перечислять до бесконечности. Добавим только, что кроме вышеуказанных передач, в течении недели показывали также передачи, посвященные матери Ниязова- Материнское тепло; флагу: Высоко, на уровне стяга, несите духовность; Наш стяг выше всех в мире; подрастающему поколению: Мы потомки Вождя-Сердара; образованию: Образованное поколение- крепкая Родина; Счастливые времена.
Состоянием туркменского телевидения недовольны не только его сотрудники, но и телезрители. Телезритель М.Рахимов из Ашгабада:” Один раз в день показывают какой-нибудь завалявшийся художественный фильм. Затем этот фильм будут повторять раз 15. Давно уже не показывают фильмы, производства туркменской киностудии им. Алты Карлиева и вошедшие в золотой фонд. Такие фильмы как “Решающий шаг”, “Шукур-багши”, “Невестка”, “Горькая судьба” наверное уже утеряны для туркменского народа. Мы имели очень много документальных фильмов о жизни народа, о природе, пустыне, заповедниках, ахалтекинских конях – все это сейчас в лучшем случае пылится где-нибудь в запасниках.
Нам разрешено один раз в день смотреть бесконечные бразильские сериалы, и то по российскому каналу. А по местным каналам, мы узнаем ашхабадское время, и слушаем песни, восхваляющие Ниязова.”
Юрист М. Мередов:” В нашей стране право на свободное получение информации, закрепленное в Конституции, изуродовали таким образом, что люди отказываются смотреть местное телевидение. Только когда транслируют очередной “разнос” чиновнику, то зрители по интонации, по случайно пропущенным цензурой замечаниям Ниязова, могут делать свои выводы: чиновник на самом деле проворовался или же не угодил режиму из-за своего собственного, отличного от насаждаемого властями, мнения.”
Есть в Туркмении драматические театры, чьи постановки иногда транслируют по телевидению. К сожаленью, зачастую зрителям показывают спектакли, рассказывающие о семье С. Ниязова, о размышлениях по поводу того, что сирота стал президентом. Даже постановки старинных эпосов преподносятся таким образом чтобы у зрителей (а может у власти?) создавалось впечатление что если бы не Ниязов, то туркмены никогда бы не узнали о существовании национальных эпосов и легенд.
В программе телепередач за неделю каждый день уделяется 10 минут передаче подобной “Спокойной ночи малыши”. Один раз в неделю показывают спортивно-развлекательную передачу для школьников, в которой ведущий, на фоне абсолютной тишины, орет, пытаясь изображать воодушевление аудитории.
Работа с кадрами на туркменском телевидении претерпела сильные изменения. Давно не практикуется обучение специалистов за рубежом. Коллектив пополняется девушками, выпускницами местных вузов, которые совершенно не соответствуют занимаемым должностям. Участились случаи набора новых сотрудниц по рекомендации номенклатурных чиновников, состоящих с девушками в близкой связи.
Сообщают, что за последнее время на телевидении увеличилось количество работников, являющихся негласными сотрудниками МНБ, а здание, в котором располагается телестудия, стало плотно охраняться военизированной охраной.
Старейший ведущий программы передач считает:”Подавляющее большинство работников не согласны с проводимой в нашей службе авторитарной и культовой направленности телепередач. В отличие от наших телезрителей у нас, работников телевидения, есть возможность видеть как делают программы за рубежом, нам это тоже по плечу. Но контроль и надзор сверху бьют нас по рукам. Единственным стимулом работы сотрудников является своевременная выдача зарплаты, что на фоне больших задержек по всей стране, является неоспоримым фактором”.
Идеологизированная система туркменского телевидения воспитывает население в духе идолопоклонничества, безволия и инертности. Официальный Ашгабат целенаправленно лишает туркменских граждан доступа к объективной информации, права голоса, свободы мысли, возможности иметь свою точку зрения.
Туркменский Хельсинкский Фонд.