На фото: Хамида Бабаджанова.
3 апреля 2023 года Якутджан Бабаджановой, 73 лет, не позволили выехать в составе группы поломников из Туркменистана для совершения малого хаджа “Umra”. Несмотря на приобретенный билет, оплаченные таксы, наличие необходимых документов, женщину не пропустили на рейс Ашгабат – Стамбул. Из Стамбула группа должна была ехать в Саудовскую Аравию.
Об этом сообщила ее дочь, туркменская мигрантка в Турции, Хамида Бабаджанова, 1975 г.р., уроженка гор. Куня –Ургенч, Дашогузского велаята.
„Все сели в самолет, а маму остановили, посмотрели на какой то список и запретили вылет. Моя мама потратила 2,000 долларов на оформление этой поездки в Мекку и Медину. Ей возместили только стоимость билета, но из за произвола властей она потеряла сумму, равную 10 среднемесячных зарплат туркменистанцев – рассказала Хамида правозащитникам.
Уверена моей матери наложен запрет из-за моих критических высказываний, так как я уже несколько лет выступаю на различных интернет площадках с собственным мнением о режиме первого президента С. Ниязова и о нынешнем режиме Бердымухамедовых“.
С весны 2021 года Хамида Бабаджанова стала распространять в интернете фотографии из Туркменистана, подтверждающие социально-экономические трудности, с которыми сталкивается простой народ, рассказывая о нарушениях их прав.
“В этом мне помогали мои родственники Фируза Бабаджанова (1984 г.р.), Дильфуза Бабаджанова (1984 г.р.) и Умар Бабаджанов (1976 г.р.) После этого им позвонили из 6-го отдела полиции Дашогузского велаята и пригласили в полицию. Мои близкие отказались, требуя выслать письменные уведомления. На следующий день приехали 4 сотрудника полиции, двое в штатском и двое в форме, и увезли всех на машине. Опасаясь проверки телефонов, мои близкие оставили телефоны дома. Узнав об этом полицейские развернули машины, вернулись к нам домой и заставили взять телефоны.
В полиции их стали расспрашивать обо мне: ездила ли я в Россию, светловолосая ли я, высылала ли я родственникам деньги? - продолжила Хамида. - Я не знаю как с ними обращались в полиции, но после допроса они перестали отправлять мне фото и видео действительной жизни односельчан».
После запрета на выезд близкие Якутджан Бабаджановой пошли в миграционную службу. Там им обещали, что пожилой женщине „разрешат выехать 23 апреля“.
В начале марта на сессии Комитета по правам человека ООН официальная туркменская делегация пыталась убедить присутствующих в зале, что Туркменистан соблюдает все конституционные права граждан, что на практике не соответствует действительности.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.