Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Прекратить информационную блокаду и пропагандистский террор в Туркменистане!

Прекратить информационную блокаду и пропагандистский террор в Туркменистане

Заявление Группы гражданской солидарности с Туркменистаном

Группа гражданской солидарности с Туркменистаном выражает крайнюю озабоченность новыми негативными событиями в Туркменистане, грозящими привести эту страну к полному уничтожению свободы выражения мнений и свободы доступа к информации.

В Туркменистане много лет отсутствуют независимые СМИ, запрещено распространение зарубежных печатных изданий и жестко подавляется свобода слова. Однако последние события могут привести страну к полной изоляции от внешнего мира. Мы считаем необходимым привлечь внимание политических органов, институтов и стран-участниц ОБСЕ к этому драматическому развитию событий и призвать их предпринять активные действия для того, что остановить сползание Туркменистана к диктатуре.

Во-первых, власти этой страны предпринимают активные шаги по установлению полной информационной блокады туркменского общества. В частности, продолжается общенациональная кампания по уничтожению спутниковых антенн. Находящиеся в частном владении граждан страны спутниковые антенны являются на протяжении всех пост-советских лет единственным способом для людей получить доступ к каким-либо международным телевизионным и радио передачам. Официальные каналы туркменского и российского телевидения транслируют только пропаганду. Массовый снос частных спутниковых антенн под предлогом «улучшения облика городов» начался весной 2015 года. После вмешательства Представителя ОБСЕ по свободе СМИ он ненадолго приостановился, но вскоре возобновился с новой силой.

Сейчас в связи с принятием новой Конституции, празднованием 25-летия независимости страны и подготовкой к президентским выборам уничтожение остатков спутниковых антенн набирает новую силу. Снос происходит волнами, в два этапа. Сперва проводится целенаправленная кампания центральных властей, когда от антенн очищаются крыши домов во всех городах, один за другим. После этого через некоторое время местные власти устраивают повторные рейды, уничтожая восстановленные гражданами антенны в самых незаметных местах. Для этого существуют специальные небольшие команды муниципальных служащих, которые проводят наблюдения, делают регулярные обходы и затем уничтожают антенны самым варварским способом, после которого антенны не подлежат восстановлению и использованию. Нарушившие запрет властей граждане подвергаются давлению и получают угрозы. Местные наблюдатели называют этот процесс «информационным террором».

Предлагаемая властями альтернатива в виде «кабельного ТВ» жестко цензурируется, транслирует развлекательные программы зарубежного телевидения в предварительной записи, а радиоканалы вообще не предусмотрены. Именно через радиоканалы спутникового вещания граждане страны могли слушать единственную независимую от властей радиостанцию на туркменском языке — Радио «Азатлык», туркменскую службу Радио Свобода. В результате уничтожения спутниковых антенн общество оказывается полностью отрезанным от какой-либо информации и новостей из внешнего мира и остается один на один с официальной пропагандой туркменского и российского телевидения.

Интернет в Туркменистане запретительно дорогой, скорость его намеренно очень медленная, и самое главное — он подвергается тотальной цензуре. Полностью заблокирован доступ к любому информационному ресурсу, который хоть раз размещал критическую информацию в адрес туркменских властей, включая сайты зарубежных НПО и туркменских правозащитных групп, находящихся в эмиграции. Запрещены практически все социальные сети и мессенджеры, видео-хостинги — YouTube и другие. Доступ к интернету осуществляется через канал, принадлежащий государственному провайдеру-монополисту, и вся переписка пользователей читается властями. Попытки использования прокси-серверов и VPN выявляются и блокируются; пользователи подвергаются административному наказанию и «профилактическим» беседам с сотрудниками Министерства национальной безопасности, сопровождающимся психологическим давлением и запугиванием.

В качестве реального отношения туркменских властей к интернету и свободе слова можно привести недавнее высказывание президента Бердымухамедова о том, что в Туркменистане уже подготовлена «команда опытных специалистов, которые будут бороться с распространением в интернете недостоверной информации о запланированных на осень 2017 года Азиатских спортивных играх. Таким образом, наряду с телевидением, радио и печатными СМИ интернет перестал служить каналом получения и передачи независимой и общественно значимой информации в Туркменистане.

Во-вторых, нарастают репрессии за независимый от властей сбор и распространение информации. У нас вызывает самую серьезную обеспокоенность новая информация о фактах преследований и наказания гражданских активистов, сотрудничающих с иностранными информационными агентствами и неправительственными организациями. Постоянному давлению — как психологическому, так и физическому — подвергаются корреспонденты туркменской службы Радио Свобода (Азатлык). Сотрудничавший с ней стрингер и гражданский активист Сапармамед Непескулиев в прошлом году был осужден на три года по сфабрикованному обвинению за хранение наркотиков. На прошлой неделе появилась информация о новых арестах двух активистов, документировавших нарушения прав человека при сборе хлопка, и об избиении корреспондентки Радио Азатлык, фотографировавшей огромные очереди за дефицитными продовольственными товарами в государственных магазинах. Власти делают все, чтобы критическая информация о положении в стране не попала за пределы Туркменистана.

Этой же цели служит и отвратительная пропаганда против гражданских активистов, превратившаяся в последнее время в самый настоящий психологический террор. Власти Туркменистана на самом высоком уровне организовали и поддерживают несколько пропагандистских интернет-сайтов, направленных на поддержку официальной линии правительства, формирование образа зарубежного врага и шельмование немногочисленных туркменских гражданских активистов. Эти сайты не содержат указаний на их официальную принадлежность, однако из их агрессивного пропагандистского содержания очевидно, что они не только отражают официальное мнение, но и представляют собой пропаганду официальной идеологии и официальной точки зрения на события внутри- и внешнеполитической жизни. Их публикации агрессивно реагируют на любые критические комментарии в зарубежных СМИ и дискуссии в межправительственных организациях, причем очень часто в самой вульгарной форме, направленной на создание образа врага. Публикации этих сайтов содержат материалы оскорбительного и уничижительного характера и угрозы в адрес как правозащитников, находящихся в эмиграции, так и немногочисленных гражданских активистов, проживающих в стране.

Клевете, маргинализации и угрозам подвергаются конкретные люди, независимые активисты как социальная группа и гражданская активность как явление. Создание образа врага через массированную и грязную пропаганду создает в обществе атмосферу запугивания и нетерпимости к независимой общественной активности, фактически призывают к дискриминации и оправдывает насилие по отношению к общественным активистам. Учитывая участившиеся в последнее время угрозы и нападения на активистов в эмиграции и даже убийства их родственников внутри страны, эта легитимизация насилия крайне опасна.

Мы хотим привлечь внимание международной общественности к новому гнусному явлению, проявившемуся в последнее время в этих пропагандистских публикациях наряду с уже привычными оскорбительными и унизительными ярлыками и образами внешнего и внутреннего врага. Это — откровенные проявления антисемитизма. Неприкрытый и усиливающийся антисемитизм авторов этих изданий и стоящих за ними государственных чиновников Туркменистана символизирует переход последней черты и требует жесткого публичного осуждения этой позорной практики со стороны международного сообщества. Закрывать на это глаза невозможно и недопустимо.

Из проведенного туркменскими активистами расследования известно о том, кто является заказчиками и организаторами этой кампании психологического террора, кто стоит за этими публикациями. Известны имена авторов материалов, а самое главное — идеологов и организаторов. К сожалению, нам стало известно, что за этой отвратительной кампанией травли гражданских активистов стоят самые высокие чины Министерства иностранных дел Туркменистана. Именно эти лица являются архитекторами культа личности действующего президента Туркменистана. Более того, они являются организаторами и участниками массовых репрессий при первом президенте Туркменистана Ниязове и несут личную ответственность за продолжающиеся массовые исчезновения людей в туркменских тюрьмах. Они заинтересованы в том, что информация об этих преступлениях и других нарушениях прав человека не стала доступна туркменскому обществу и не попала в руки международного сообщества и в том, чтобы уйти от ответственности.

Все эти события говорят о том, что власти Туркменистана полностью отказались от выполнения своих обязательств в рамках ОБСЕ в отношении свободы выражения мнений и доступа к информации, в том числе и для того, чтобы скрыть другие массовые и систематические нарушения своих обязательств в области прав человека.

Совсем недавно, два месяца назад, ОБСЕ в очередной раз пыталась оказать содействие властям Туркменистана в выполнении им своих обязательств в области демократических институтов и верховенства права. Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ провело, с согласия туркменских властей, правовой анализ проекта новой Конституции и предоставило обширные рекомендации о том, как этот проект должен быть изменен, чтобы соответствовать обязательствам Туркменистана в ОБСЕ и ООН. Однако власти страны демонстративно проигнорировали эти рекомендации и вместо работы над изменением текста проекта резко ускорили процесс принятия новой Конституции на несколько месяцев и одобрили его во всех этапах за один день, оставив все противоречащие международному праву нормы в неизменном виде. Это — откровенный вызов ОБСЕ и международному сообществу со стороны правительства Туркменистана.

Мы с большим сожалением отмечаем, что отсутствие должной реакции международного сообщества на демонстративное пренебрежение властями Туркменистана своими обязательствами в рамках ОБСЕ и рекомендациями институтов ОБСЕ очень быстро привело к появлению публичной риторики, содержащей неприкрытые угрозы гражданским активистам и отвратительные антисемитские высказывания и к полному подавлению прав на свободный доступ к информации и свободу выражения мнений. Продолжать диалог с Туркменистаном «как обычно» и терпеть обман, имитацию сотрудничества и массовые нарушения международных обязательств со стороны властей более нельзя. Нужна трезвая и ответственная оценка международным сообществом положения в Туркменистане и новые подходы к этой нетерпимой ситуации.

Группа гражданской солидарности с Туркменистаном — одна из постоянных рабочих групп Платформы «Гражданская солидарность», широкой сети неправительственных правозащитных организаций, действующей более 5 лет в рамках ОБСЕ и включающей в себя более 80 организаций-членов из почти 30 стран Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

http://civicsolidarity.org/

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.