Уважаемый господин Президент! От лица Хьюман Райтс Вотч свидетельствую Вам свое уважение и имею честь выразить глубокую обеспокоенность в связи с прошлогодним осуждением Ильмурада Нурлиева по делу о мошенничестве. Мы внимательно изучили обстоятельства дела и полагаем, что в нем присутствуют серьезные аспекты, связанные со следствием и судом, которые заслуживают проведения Вашим правительством независимой и беспристрастной проверки возможных нарушений основных прав Нурлиева.
Ильмурад Нурлиев является пастором протестантской церкви «Свет миру» в Мары. Как Вам, возможно, известно, 21 октября 2010 г. он был осужден на четыре года по делу о присвоении мошенническим путем около 1 330 манатов у четырех лиц, которые на протяжении нескольких месяцев в 2010 г. пользовались приходским приютом. Все четверо заявили, что пастор вымогал у них пожертвования в пользу общины. Суд квалифицировал это как мошенничество
Ряд обстоятельств дают веские основания предполагать, что дело против Нурлиева может быть безосновательным и что ему не было обеспечено право на справедливый суд.
Во-первых, по информации близких к делу лиц, одна из потерпевших большую часть времени, в течение которого якобы происходило мошенничество, сама отбывала наказание. Тот же самый судья в декабре 2009 г. приговорил ее к лишению свободы: приговор от 17 декабря подписан именно им. Однако попытка адвоката Нурлиева указать на это явное противоречие была оставлена судьей без реагирования. Из остальных троих потерпевших двое не давали показаний в суде.
Председательствующий судья также отказался заслушать 12 прихожан, которые были готовы дать показания со стороны защиты. Показания троих прихожан, которым было позволено выступить, не были, насколько нам известно, отражены в приговоре.
Адвокату Нурлиева своевременно не выдали копию приговора, лишив его таким образом возможности обжалования.
Наконец, по информации близких к делу лиц, в мае 2010 г. прихожан церкви вызывали в управление внутренних дел Мары, где им в присутствии сотрудников Министерства национальной безопасности угрожали преследованием , если они не дадут показания против Нурлиева.
Хьюман Райтс Вотч не исключает, что дело против Нурлиева могло быть сфабриковано, чтобы устранить его как главу религиозной общины. В пользу этого свидетельствуют несколько случаев давления на ее членов за последние четыре года.
После подачи общиной заявки на регистрацию в 2006 г. сотрудники правоохранительных органов неоднократно «рекомендовали» Нурлиеву и членам его семьи отречься от христианства. В октябре 2007 г. пастора не выпустили на Украину на религиозную конференцию, и с тех пор, как считается, он оставался в «черном списке» невыездных лиц.
10 февраля 2008 г., еще до возбуждения уголовного дела, в дом Нурлиева без предварительного уведомления и без ордера вторглись около полутора десятков чиновников местной администрации и милиционеров, которые изъяли 225 аудиозаписей религиозного содержания. Члены семьи пастора, в том числе его пожилой отец, подверглись словесным оскорблениям, представители власти обвиняли их в «терроризме против мусульманской веры».
Имею честь напомнить Вам о том, что свобода религии и вероисповедания относится к числу основополагающих прав, закрепленных в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Как участник этого международного договора, Туркменистан несет обязательства по обеспечению свободы мысли, совести и религии, право на которую гарантируется статьей 18. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.
Статья 20 того же Пакта обязывает государство реагировать на всякое выступление со стороны должностных лиц в пользу дискриминации, вражды или насилия в отношении любой социальной группы. Статья 26 запрещает дискриминацию и гарантирует всем лицам равную и эффективную защиту от дискриминации по признаку религии. Наконец, статья 27 предусматривает для представителей религиозных меньшинств право исповедовать свою религию и исполнять ее обряды.
Право на свободу религии гарантируется и внутренним законодательством Туркменистана, в частности статьей 11 Конституции, обязывающей государство обеспечивать свободу религии и вероисповеданий и их равенство перед законом. Каждый человек вправе самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов.
Закон Туркменистана «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 21 октября 2003 г. в редакции от 16 марта 2004 г. подтверждает конституционное право на свободу вероисповедания и равенство граждан перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни вне зависимости от религиозных убеждений.
Руководство Туркменистана неизменно заявляет о своей приверженности уважению прав человека. В связи с этим настоятельно призываем Вас обеспечить проведение независимой и беспристрастной проверки следствия и суда по делу Ильмурада Нурлиева. Настоятельно призываем также обеспечить прихожанам церкви «Свет миру», в том числе и Нурлиеву как пастору этой церкви, возможность реализации их прав, предусмотренных как международными договорами, так и внутренним законодательством Туркменистана.
Имею честь также просить держать нас в курсе хода проверки. Благодарю Вас за внимание.
Рейчел Денбер, и.о. директора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии