Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Письмо HRW президенту Туркменистана.

Письмо HRW президенту Туркменистана.

Уважаемый господин Президент! От лица Хьюман Райтс Вотч свидетельствую Вам свое уважение и имею честь выразить глубокую обеспокоенность в связи с прошлогодним осуждением Ильмурада Нурлиева по делу о мошенничестве. Мы внимательно изучили обстоятельства дела и полагаем, что в нем присутствуют серьезные аспекты, связанные со следствием и судом, которые заслуживают проведения Вашим правительством независимой и беспристрастной проверки возможных нарушений основных прав Нурлиева.

Ильмурад Нурлиев является пастором протестантской церкви «Свет миру» в Мары. Как Вам, возможно, известно, 21 октября 2010 г. он был осужден на четыре года по делу о присвоении мошенническим путем около 1 330 манатов у четырех лиц, которые на протяжении нескольких месяцев в 2010 г. пользовались приходским приютом. Все четверо заявили, что пастор вымогал у них пожертвования в пользу общины. Суд квалифицировал это как мошенничество

Ряд обстоятельств дают веские основания предполагать, что дело против Нурлиева может быть безосновательным и что ему не было обеспечено право на справедливый суд.

Во-первых, по информации близких к делу лиц, одна из потерпевших большую часть времени, в течение которого якобы происходило мошенничество, сама отбывала наказание. Тот же самый судья в декабре 2009 г. приговорил ее к лишению свободы: приговор от 17 декабря подписан именно им. Однако попытка адвоката Нурлиева указать на это явное противоречие была оставлена судьей без реагирования. Из остальных троих потерпевших двое не давали показаний в суде.

Председательствующий судья также отказался заслушать 12 прихожан, которые были готовы дать показания со стороны защиты. Показания троих прихожан, которым было позволено выступить, не были, насколько нам известно, отражены в приговоре.

Адвокату Нурлиева своевременно не выдали копию приговора, лишив его таким образом возможности обжалования.

Наконец, по информации близких к делу лиц, в мае 2010 г. прихожан церкви вызывали в управление внутренних дел Мары, где им в присутствии сотрудников Министерства национальной безопасности угрожали преследованием , если они не дадут показания против Нурлиева.

Хьюман Райтс Вотч не исключает, что дело против Нурлиева могло быть сфабриковано, чтобы устранить его как главу религиозной общины. В пользу этого свидетельствуют несколько случаев давления на ее членов за последние четыре года.

После подачи общиной заявки на регистрацию в 2006 г. сотрудники правоохранительных органов неоднократно «рекомендовали» Нурлиеву и членам его семьи отречься от христианства. В октябре 2007 г. пастора не выпустили на Украину на религиозную конференцию, и с тех пор, как считается, он оставался в «черном списке» невыездных лиц.

10 февраля 2008 г., еще до возбуждения уголовного дела, в дом Нурлиева без предварительного уведомления и без ордера вторглись около полутора десятков чиновников местной администрации и милиционеров, которые изъяли 225 аудиозаписей религиозного содержания. Члены семьи пастора, в том числе его пожилой отец, подверглись словесным оскорблениям, представители власти обвиняли их в «терроризме против мусульманской веры».

Имею честь напомнить Вам о том, что свобода религии и вероисповедания относится к числу основополагающих прав, закрепленных в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Как участник этого международного договора, Туркменистан несет обязательства по обеспечению свободы мысли, совести и религии, право на которую гарантируется статьей 18. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.

Статья 20 того же Пакта обязывает государство реагировать на всякое выступление со стороны должностных лиц в пользу дискриминации, вражды или насилия в отношении любой социальной группы. Статья 26 запрещает дискриминацию и гарантирует всем лицам равную и эффективную защиту от дискриминации по признаку религии. Наконец, статья 27 предусматривает для представителей религиозных меньшинств право исповедовать свою религию и исполнять ее обряды.

Право на свободу религии гарантируется и внутренним законодательством Туркменистана, в частности статьей 11 Конституции, обязывающей государство обеспечивать свободу религии и вероисповеданий и их равенство перед законом. Каждый человек вправе самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов.

Закон Туркменистана «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 21 октября 2003 г. в редакции от 16 марта 2004 г. подтверждает конституционное право на свободу вероисповедания и равенство граждан перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни вне зависимости от религиозных убеждений.

Руководство Туркменистана неизменно заявляет о своей приверженности уважению прав человека. В связи с этим настоятельно призываем Вас обеспечить проведение независимой и беспристрастной проверки следствия и суда по делу Ильмурада Нурлиева. Настоятельно призываем также обеспечить прихожанам церкви «Свет миру», в том числе и Нурлиеву как пастору этой церкви, возможность реализации их прав, предусмотренных как международными договорами, так и внутренним законодательством Туркменистана.

Имею честь также просить держать нас в курсе хода проверки. Благодарю Вас за внимание.

Рейчел Денбер, и.о. директора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии

Последние новости

Каракалпакские активисты призвали к бойкоту выборов.
Каракалпакские активисты призвали к бойкоту выборов.
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.