Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Отсутствие свободы вероисповедания.

Отсутствие свободы вероисповедания.

Комиссия США по международной свободе вероисповедания (КМСВ) предлагает включить центральноазиатские государства Туркменистан и Узбекистан в число самых злостных нарушителей религиозной свободы в мире

"Туркменистан, одно из самых репрессивных государств в современном мире, не допускает практически никакой независимой религиозной деятельности, - говорится в распространенном 8 августа заявлении КМСВ. - Правительство Узбекистана вводит жесткие ограничения на религиозную практику и продолжает сурово расправляться с людьми и группами, действующими вне государственных предписаний".

Комиссия, учрежденная согласно принятому в 1998 году Закону о международной свободе вероисповедания (ЗМСВ), обеспечивает религиозной свободе более заметное место в американской внешней политике. Она следит за состоянием свободы мысли, совести, религии или вероисповедания в мире и дает Президенту, Государственному секретарю и Конгрессу рекомендации о том, как правительство США может продвигать защиту и поощрение религиозной свободы и смежных прав человека в своих отношениях с другими странами.

По ЗМСВ в Государственном департаменте учрежден также Отдел международной свободы вероисповедания, возглавляемый послом по особым поручениям в этой области. Закон обязывает Госдепартамент ежегодно готовить доклад о состоянии свободы вероисповедания в мире, а также о действиях США по укреплению религиозной свободы.

В ежегодном докладе Госдепартамента наиболее злостные нарушители именуются "особенно проблемными странами" (ОПС). В 2004 году к этой категории были отнесены восемь стран: Бирма, Вьетнам, Иран, Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика (Северная Корея), Саудовская Аравия, Судан и Эритрея.

Председатель КМСВ Майкл Кромарти уподобил Туркменистан при Президенте Сапармурате Ниязове Северной Корее Ким Чен Ира, где, по его словам, люди тоже "страдают под гнетом культа личности, который дозволяет им мало свобод любого рода, включая свободу вероисповедания".

Отмечая, что Узбекистан сталкивается с угрозами своей безопасности со стороны групп, претендующих на религиозные связи, заместитель председателя КМСВ Фелис Д. Гейр указывает: "Тем не менее, эти угрозы не извиняют и не оправдывают ни масштаба и суровости плохого обращения властей с верующими, ни продолжающейся практики пыток, которые, по сообщениям, остаются широко распространенными".

Недавно комиссия провела слушания по свободе вероисповедания в Туркменистане и Узбекистане

Когда делается вывод, что страна настолько серьезно нарушает свободу вероисповедания, что заслуживает отнесения к категории особо проблемных стран, Закон о международной свободе вероисповедания рекомендует Государственному секретарю приступить к прямым консультациям с этой страной, чтобы найти пути улучшения ситуации. Санкции не применяются автоматически, но являются одним из механизмов, предусмотренных ЗМСВ.

Дополнительную информацию можно найти в подготовленном Государственным департаментом Докладе о международной свободе вероисповедания за 2004 год, который был опубликован 15 сентября прошлого года.

Ниже приводится заявление КМСВ:

ТУРКМЕНИСТАН И УЗБЕКИСТАН: ПОРА ГОВОРИТЬ НАЧИСТОТУ

ВАШИНГТОН. Комиссия США по международной свободе вероисповедания (КМСВ) предлагает Государственному секретарю Кондолизе Райс включить Туркменистан и Узбекистан в число "особенно проблемных стран" (ОПС) за совершаемые их правительствами серьезные, систематические и продолжающиеся нарушения свободы религии или вероисповедания. В сентябре прошлого года в своем ежегодном обзоре Государственный департамент по рекомендации Комиссии добавил в свой список ОПС Саудовскую Аравию, Вьетнам и Эритрею, но, что характерно, не включил в него Туркменистан и Узбекистан. Туркменистан, одно из самых репрессивных государств в современном мире, не допускает практически никакой независимой религиозной деятельности. Правительство Узбекистана вводит жесткие ограничения на религиозную практику и продолжает сурово расправляться с людьми и группами, действующими вне государственных предписаний.

"Правительству США пора сказать правду о положении со свободой вероисповедания в Узбекистане и Туркменистане и включить эти страны в список ОПС, что явно необходимо, - заявил председатель комиссии Майкл Кромарти. - В связи с нарушениями религиозной свободы, постоянно совершаемыми туркменскими и узбекскими властями, отказ назвать их ОПС не только нечестен, но и нарушает дух и букву Закона о международной свободе вероисповедания".

С 2001 года Комиссия рекомендует включить Туркменистан в список ОПС. В дополнение к жестким правительственным ограничениям на религиозную практику, которые фактически запрещают многие, если не большинство, виды религиозной деятельности, постоянно усиливающийся культ личности Президента Туркменистана Сапармурата Ниязова стал квазирелигией, которой туркменское население вынуждают придерживаться. Его опубликованная книга с "духовными мыслями" под названием "Рухнама" обязательна для чтения во всех школах. Кроме того, экземпляры "Рухнамы" должны находиться в мечетях и храмах на таком же видном месте, как Коран и Библия. В прошлом году, вероятно, стремясь избежать возможного включения в список ОПС, Ниязов издал несколько указов, позволивших зарегистрировать пять небольших религиозных общин. Несмотря на это предполагаемое смягчение регистрационных критериев, религиозные группы, не соответствующие зачастую произвольным регистрационным требованиям, все же сталкиваются с возможными уголовными санкциями вследствие их незарегистрированного статуса, и даже вновь зарегистрированные религиозные группы подвергаются полицейским рейдам.

Серьезно ограничиваются даже права двух самых больших религиозных общин - мусульман-суннитов, к которым относится большинство населения, и Русской Православной Церкви. В прошлом году в стране были разрушены семь мечетей, и Ниязов запретил строительство новых. Бывший главный муфтий Туркменистана Назрулла ибн Ибадулла был приговорен к 22 годам лишения свободы за то, что он, по-видимому, отказался приравнять "Рухнаму" к Корану. Не далее как в прошлом месяце Ниязов предпринял различные шаги против единственного в стране мусульманского богословского факультета. А Русской Православной Церкви, по последним сведениям, отказано в перерегистрации в рамках попыток Ниязова заставить русские православные приходы в Туркменистане разорвать связи с базирующейся в Ташкенте Среднеазиатской епархией и подчинить их Московской патриархии.

"Туркменистан - весьма репрессивное государство, где условия сопоставимы с обстановкой в Северной Корее, где люди страдают под гнетом культа личности, который дозволяет им мало свобод любого рода, включая свободу вероисповедания, - заявил Кромарти. - Чрезвычайно тревожно то, что несколько указов о свободе вероисповедания, которые мало, если вообще что-либо, делают для изменения ситуации на местах, позволили Туркменистану еще раз избежать включения в список ОПС, чего он столь явно заслуживает".

Комиссия также рекомендует включить в список ОПС Узбекистан, который Комиссия посетила в прошлом году. Узбекское правительство продолжает осуществлять жесткий контроль над исповеданием исламской религии, а также жестоко расправляться с отдельными мусульманами, их группами и мечетями, которые не следуют предписанной властями практике или, по утверждению правительства, связаны с экстремистскими политическими программами. В последние годы это привело к тюремному заключению тысяч людей, многие из которых лишены права на надлежащую процедуру. Поступают достоверные сведения о том, что многих арестованных продолжают пытать и избивать в местах лишения свободы, несмотря на официальные обещания Узбекистана прекратить эту практику.

В Узбекистане действует весьма поверхностный закон о религии, который сильно ограничивает возможности функционирования религиозных общин, оставляя в настоящее время без регистрации свыше 100 религиозных общин различных конфессий. Как сообщается, сейчас запрещена любая деятельность протестантов в автономной области Каракалпакстан, а нескольким протестантам уже предположительно грозят уголовные обвинения в связи с их религиозной деятельностью.

"Правительство Узбекистана действительно сталкивается с угрозами своей безопасности, в том числе от членов "Хизб ут-тахрир" и других политических групп, претендующих на религиозные связи, и рекомендация Комиссии включить Узбекистан в список ОПС не должна толковаться как защита этой или любой подобной организации, - указывает заместитель председателя Комиссии Фелис Гейр. - Тем не менее, эти угрозы не извиняют и не оправдывают ни масштаба и суровости плохого обращения властей с верующими, ни продолжающейся практики пыток, которые, по сообщениям, остаются широко распространенными".

Расстрел узбекскими войсками сотен безоружных демонстрантов в Андижане 12-13 мая служит на данный момент самым жестоким примером реакции узбекского правительства на действительные или мнимые угрозы своей безопасности. После событий в Андижане узбекские власти развернули кампанию репрессий против верующих (особенно мусульман) жителей Андижана; журналистов, правозащитников и узбекских сотрудников западных НПО. Правительство Узбекистана отвергло просьбы США и других западных стран провести независимое международное расследование - вероятно, силами ОБСЕ - андижанской трагедии. И все же, вместо того чтобы в знак протеста вывести американские силы из Узбекистана, Министерство обороны США заявило, что решение по этому вопросу должна принять узбекская сторона. Поэтому 29 июля в ответ на американскую помощь в переселении из Андижана узбекских беженцев, которые нашли временное убежище в Кыргызстане, правительство Узбекистана заявило, что американские войска должны в течение 180 дней покинуть Узбекистан. "Уступив правительству Узбекистана инициативу в вопросе об использовании узбекской военной базы Соединенными Штатами, США упустили хорошую возможность занять твердую позицию на основе своих принципов в области прав человека", - заметил Кромарти.

"Несомненно, Узбекистан и Туркменистан заслуживают включения в список ОПС по критериям, содержащимся в Законе о международной свободе вероисповедания. Комиссия предлагает Государственному департаменту придерживаться принципов Закона и сказать правду об этих странах, назвав их в предстоящем в этом году раунде злостными нарушителями свободы вероисповедания, каковыми они являются", - сказал Кромарти.

Бюро международных информационных программ Государственного департамента США.

Последние новости

Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Каракалпакский активист задержан в аэропорту Шереметьево из-за розыска в Узбекистане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и «беспорядках» в Каракалпакстане
Приговоренные к ограничению свободы или условному наказанию по уголовным делам о «сепаратизме» и...