Миграционная служба изымает личные телефоны, допрашивает, унижает и угрожает.
К нам обратилась туркменка, проживающая в Турции, которая в 2004 году вышла замуж за турка и родила двух детей. По ее просьбе мы не расскрываем имя, но она решила обнародовать свою историю, поскольку до сих пор не может забыть хамства, угроз и беззакония, с которыми ей пришлось столкнуться в Ашгабаде.
„В начале 2020 года у меня истекал срок действия паспорта и я пошла в туркменское консульство в Стамбуле, чтоб подать заявление на его обмен. Там мне отказали и сказали, что мне необходимо поехать в Туркменистан. В феврале 2020 года я, с одним из малышей, поехала в Туркменистан.
В аэропорту Ашгабада я стала свидетелем как моим согражданам ставили запрет на выезд из Туркменистана сроком на 5 лет…Меня же работники миграционной службы отвели в отдельную комнату и спросили: „почему ты вышла замуж за турка?“ Затем офицер средних лет начал унижать:“ Ты что не могла найти себе туркмена, чем наши хуже?“ Меня сфотографировали и стали допрашивать. Когда я спросила, зачем это делается, мне не дали никаких объяснений. Они забрали мой телефон и начали проверять: все контактные данные, приложения, которыми я пользуюсь, фотографии и личную переписку. И устроили допрос: где я познакомилась с мужем, с кем я общаюсь в Турции. Я не понимаю, какое они имеют право вмешиваться в мою личную жизнь?
В Туркменистане я сразу пошла в Управление миграции, там с меня потребовали взятку в $200, чтобы получить паспорт через 15 дней. Иначе надо ждать до двух месяцев. Но я не согласилась. Я ехала с надеждой, что в течении месяца вернусь в Турцию. В марте месяце, в связи с пандемией, Туркменистан закрыл границы. Мне пришлось снимать квартиру в Ашхабаде, и по три-пять раз в неделю ходить и проверять есть ли возможность вылететь в Турцию таким как я. В миграции я каждый раз объясняла, что в Турции остался мой второй малыш и я хочу вернуться к своей семье. Я просила их помочь. В такой же ситуации, находятся сотни женщин, имеющих брак с иностранцами, они тоже вернулись в Туркменистан, чтобы обновить паспорта.
Мы же оказались в этой ситуации только из-за того, что туркменские консульства за рубежом не хотят нормально работать!...
В течении 7 месяцев я ходила в Управление миграции, там офицер старше 40 лет, постоянно относился к нам, как к женщинам второго сорта. Угрожал, что мы больше никогда не вылетим в Турцию, что если им понадобится, то они наших детей сдадут в детдом, а нас вышвырнут из страны. Меня спрашивали о том, участвовал ли кто-либо из моих родственников в митингах и протестах. Если да, то кто именно. Угрожали, что если не отвечу на этот вопрос, то я больше никогда не попаду в Турцию. Сказали, что возьмут под контроль всех моих родственников до седьмого колена. Говорили, что своими протестами мы позорим и Туркменистан и сами опозорились выйдя замуж за турков. Все это проговаривали со злостью. Особенную ненависть проявляли к туркменским активистам, трудовым мигрантам в Турции“.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.