Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

“Пламенная речь комсорга СССР”. Омбудсмен Туркменистана представила доклад о своей работе в 2021 году.

“Пламенная речь комсорга СССР”. Омбудсмен Туркменистана представила доклад о своей работе в 2021 году

Аппарат Омбудсмена Туркменистана намерен получить в 2023 году аккредитацию в Глобальном альянсе национальных правозащитных учреждений. Однако перед этим потенциал ведомства оценит специальная команда ООН, которая осенью посетит страну. Между тем на апрельской сессии Меджлиса Милли Генгеша уполномоченная по правам человека Яздурсун Гурбанназарова выступила с отчетом о своей работе за 2021 год, а затем была переизбрана на свой пост. «Хроника Туркменистана» изучила ее 92-страничный доклад, большая часть которого не имеет отношения к правам человека. Однако в нем есть некоторые заслуживающие внимания детали, мнением о которых поделились эксперты-правозащитники.

Десятки страниц доклада – это стандартная туркменская пропаганда в стиле госинформагентства ТДХ. Например, в отчете упоминается, что в 2021 году исполнилось 30 лет независимости Туркменистана, состоялись выборы в двухпалатный парламент (на которых Аппарат Омбудсмена не обнаружил нарушений). Также говорится о борьбе Туркменистана с коронавирусом и вакцинации, количестве помилованных и принятых в гражданство, а еще о сдаче в эксплуатацию вместо запланированных 30 объектов 73 крупных сооружения на 13 миллиардов манатов (эти данные нам понадобятся позже). Четыре (!) раза упоминается создание в 2021 году сайта Аппарата Омбудсмена.

В 2021 году Аппарат Омбудсмена зарегистрировал 355 обращений, из которых 244 в письменной форме и 111 – в устной. Их значительная часть (98 или 40,2% ) пришлась на Ашхабад, так как там расположен офис ведомства, куда люди могут прийти и подать жалобу лично.

Подчеркивается, что по сравнению с предыдущими годами количество обращений снизилось (в 2020 году в Аппарат Омбудсмена поступило 305 письменных и 226 устных обращений). «Этот факт можно объяснить эффективностью мероприятий по повышению информированности населения в области прав человека, проводимых на основе годового рабочего плана омбудсмена», – уверены авторы доклада. Впрочем, это также может говорить о разочаровании людей в эффективности института омбудсмена.

Как и в предыдущие годы, большая часть письменных обращений связана с жилищными вопросами – их 70 или 29,7% от общего числа жалоб; далее идут обращения по трудовым вопросам – 23 или 9,8%; обращения, в которых выражено недовольство действиями сотрудников правоохранительных органов – 33 или 14%; о несогласии с постановлениями судов – 14 или 5,9% и по 12 обращений или по 5,1% – по миграционным вопросам и жалобы по уголовным делам. Примерно такая же разбивка и по устным обращениям.

Пенитенциарные учреждения.

В главе «Гражданские и политические права» в том числе говорится про профилактику COVID-19 в исправительных учреждениях, следственных изоляторах и специализированных реабилитационных центрах.

Так, авторы доклада сообщают о полном обеспечении учреждений фармацевтическими средствами. «Во многих учреждениях, а точнее в 17-ти – установлены измеряющие температуру тела термо-камеры. В спальных и рабочих комнатах, столовых и других местах проводились мероприятия по дезинфекции, содержащимися применялись обеззараживающие средства и мази, ежедневно измерялась температура», – пишут авторы документа.

Сообщается, что «каждые десять дней проводились анализ калорийности готовящихся блюд и микробиологического состава питьевой воды, а также исследования для выявления бактерий группы кишечных палочек». Заключенных вакцинировали против гриппа и выдавали им противовирусный препарат «Rimantadin» (применяется против гриппа, – прим.ХТ) . Начиная с июля 2021 года в массовом порядке брались мазки для тестирования COVID-19 и проводилась вакцинация препаратом «Biowak».

Руководитель Туркменской инициативы по правам человека (ТИПЧ) Фарид Тухбатуллин сомневается, что все происходило так, как пишут авторы доклада, но, по его словам, определенные меры профилактики в связи с коронавирусом были предприняты.

– В частности, вновь поступившие заключенные в женской колонии некоторое время содержались на карантине. Практически во всех пенитенциарных учреждениях были запрещены свидания. «Rimantadin» бесплатно раздавали населению, и вполне возможно, что его действительно раздали и заключенным, – говорит эксперт.

В свою очередь представитель Туркменского Хельсинкского Фонда (ТХФ) по правам человека Аннадурды Хаджиев охарактеризовал доклад как «классический пример размытой отписки», а по поводу профилактических мер в местах лишения свободы сказал следующее: «После ознакомления с подобным «опусом» складывается впечатление, что власти решили устроить в пенитенциарных учреждениях санаторно-курортное лечение. И это в то время, когда простые граждане страдают от недостатка качественного медицинского обслуживания, медикаментов и испытывают острый дефицит некоторых продуктах питания. Не стыкуется».

В докладе также говорится о проверке закрытых учреждений комиссиями контрольных органов, которые имеют право делать это без спецразрешения. Таким образом в 2021 году органы прокуратуры провели 419 проверок и еще 13 контрольных комиссий.

Хаджиев допускает, что, учитывая международную обстановку из-за пандемии короновируса (наличие которой в стране туркменские власти не признали), что-то из описанного частично и проводилось, но подтвердить это могут только независимые НПО, которых в стране нет. К тому же в докладе не указано конкретно, в каких именно учреждениях данные действия происходили.

Комментируя фразу про калорийность блюд Хаджиев отмечает, что в докладе должны быть указаны установленные нормы калорий для заключенных и их фактическое ежедневное соответствие, а не просто «анализ калорийности готовящихся блюд».

– По поводу полного обеспечения фармсредствами также нет исходных данных. Что означает полное обеспечение, что входит туда? Статистика предполагает точность цифр, это не публицистика. А этот доклад больше похож на пламенную речь комсорга времен СССР, – говорит представитель ТФХ.

Отметим, что в докладе не сказано о том, какие именно недостатки были выявлены, и какая работа проводилась для их устранения. Весь доклад – это общие слова и размытые формулировки. Например, там сказано, что «для устранения недостатков внесены акты», а «в ходе исполнения представлений в отдельных учреждениях проведена определенная работа».

То же самое касается рекомендаций, которые даются после каждой главы. Общими фразами говорится о необходимости «продолжить проведение конкретных работ по рекомендациям омбудсмена», «продолжить регулярное проведение семинаров» и «усилить работу по эффективному рассмотрению обращений граждан».

Безработица.

В главе «Экономические, социальные и культурные права» затрагивается актуальная для Туркменистана тема безработицы. Сообщается, что в 2021 году органами труда и социального обеспечения населения зарегистрированы 31.180 человек, искавших работу, из которых 15.196 (48%) были трудоустроены.

Также отмечается, что «в отчетный период в стране велась значимая работа по реализации конституционных прав каждого человека на труд. Несмотря на это, определенную часть обращений, поступивших в Аппарат Омбудсмена, составили обращения по трудовым вопросам». Как они решались не уточняется. Авторы документа вновь отделались размытой отпиской, что «обращения рассмотрены согласно установленного законодательства, а также даны консультации».

– Приводятся некоторые цифры о трудоустройстве, но они не показывают проблему безработицы в масштабе всей страны. Текст намеренно написан так, чтоб не обнажать реальную ситуацию. Где статданные о безработице? Вот от этой цифры и следует отталкиваться и трубить об успехах или же признать проблему, – объясняет Аннадурды Хаджиев.

Руководитель ТИПЧ добавляет, что проблему безработицы, как правило, решают не созданием новых рабочих мест, а увольнением работников бюджетных и госучреждений пенсионного возраста, на место которых нанимают новых сотрудников. В сельской местности статистику по безработным занижают, приписывая членов семей арендаторов к полевым работникам. К ним же добавляют помилованных и освободившихся из заключения, трудоустроить которых требует президент.

Представитель ТХФ напоминает, что именно безработица является основным фактором массовой миграции из страны трудоспособного населения. – По большей части граждане вынуждены сами решать свои проблемы, в том числе путем миграции. Где статданные по уехавшим? Где сравнение с теми, кто сам трудоустроился за рубежом и тех, кто смог найти работу в стране, плюс тех, кто находится на иждивении родственников, поскольку не может трудоустроиться из-за отсутствия рабочих мест в Туркменистане? Надо все это признать, и тогда легче будет решать проблему, – уверен Хаджиев.

Кстати, в докладе отмечено, что иногда люди отказывались от предложенных рабочих мест.

Пример – жалоба безработной матери двоих детей Балканского велаята Т.Г. В ходе ее рассмотрения женщине предложили вакансии контролера на КПП на заводе «Туркменхимии» или уборщицы в Тресте ремонтно-строительного управления. Но она отказалась и сказала, что хочет устроиться работником младшего обслуживающего персонала в детсад в поселке Акдаш. После повторной жалобы ей предложили работу продавца или работника «Senagat plastik». Но она снова попросила устроить ее на работу в детсад. После этого ей посоветовали обратиться в отдел трудовой занятости населения и интересоваться наличием вакансий в этом детсаду.

Права детей.

В докладе упоминается проблема детского труда. Там говорится, что для недопущения привлечения детей к таким видам работ, как сбор хлопка и другие селхозработы, а также перевозка грузов, в Генпрокуратуру, МВД, Министерство образования и хякимлики велаятов направлены «рекомендации для усиления контроля по предупреждению незаконного использования детского труда».

Эксперты уверены, что такими, пусть даже общими фразами, омбудсмен признает проблему детского труда.

– То, что «разосланы рекомендации», означает признание проблемы, – отмечает руководитель ТИПЧ. – У независимых СМИ довольно много фото и видеодоказательств привлечения детей к работам. И международные организации по этой же причине оказывают давление на страну.

Эксперт также напомнил, что в этом году в школах Лебапского велаята запретили использовать труд учеников в производстве коконов. – Возможно, что эта практика будет использована по всей стране. Формальный запрет использования детского труда существует и при сборе хлопка, но зачастую дети сами заинтересованы заработать или едут на поля вместо родителей, – объясняет Фарид Тухбатуллин.

– Детский труд, особенно в сельской местности, стал основным бичом туркменского общества, – подтверждает Аннадурды Хаджиев. – В период хлопковой компании учителей вынуждают заниматься его сбором, а дети предоставлены самим себе.

– На сборе хлопка работают дети старшего возраста, таким образом укрепляя бюджет семьи. Взрослые поощряют это, а власти закрывают глаза, поэтому омбудсмен и признает эту проблему, но не говорит, как она с ней борется, какие мероприятия проводит по искоренению этого явлением, а лишь перекидывает ответственность на министерства и ведомства, – считает правозащитник, добавляя, что власти не хотят признавать, что уровень жизни, безработица и детский труд взаимосвязаны.

– Если семья оказалась у черты бедности, если родители не могут трудоустроиться, то они вынуждены поощрять детей идти на подработки. Для власти это тоже неплохо, потому что таким образом гасится социальное недовольство. Представьте, если бы детский труд был категорически запрещен не на бумаге, а на практике, то социальный бунт был бы неизбежен, – уверен Хаджиев.

Больше ничего конкретного про права детей не говорится. Однако упоминается Благотворительный фонд имени Гурбангулы Бердымухамедова, который дарит областным больницам «буханки» (автомобили УАЗ) скорой помощи и проводит операции детям. Относительно права на образование почему-то говорится про ноутбуки, которые дарят всем первоклассникам.

Омбудсмен также отчиталась, что для предотвращения незаконного привлечения учащихся школ к труду, она посетила учреждения образования. Далее рассказывается про выявленные в школе № 50 и Вспомогательной школе города Ашхабада нарушения, которые, по сути, не имеют отношения к детскому труду.

Так, в школе №50 отсутствует Положения школы, в медкабинете нет лекарств для оказания первой медицинской помощи, а также нет тонометра и термометра, не соблюдены правила пожарной безопасности.

Учащиеся Вспомогательной школы не обеспечены учебниками и оборудованием, количество детей в классах выше положенной нормы, отсутствует спортивный зал для занятий детей физкультурой, нет психолога и дефектолога. Заканчивается все формулировкой, что «для устранения нарушений в Минобраз направлена рекомендация и получены соответствующие ответы».

Жилищные вопросы.

В докладе омбудсмен признает, что «несмотря на расширяющиеся в стране масштабы строительства объектов социального назначения, основная часть поступивших в Аппарат Омбудсмена обращений касается жилищных вопросов» – 70 или 29,7% от письменных и 51 или 46% – от устных.

Аннадурды Хаджиев напоминает, что в Туркменистане принята «Программа социально-экономического развития страны в 2019—2025 годы», где долю жилой площади на каждого человека обещано довести до 25.6 квадратного метра. Однако в реальности в стране происходит массовый снос жилья в некоторых районах столицы и областях.

– Учитывая официальную статистику, в которой рапортуется о количестве населения почти в 6 миллионов человек, немного удивительно, что за год поступило всего 70 заявлений по жилищной проблеме, – добавляет представитель ТХФ.

Эксперт вновь указывает на отсутствие данных: если омбудсмен упоминала проблему жилья, то должна указать, сколько семей нуждается в улучшении жилищных условий, сколько ветхого жилья по стране и сколько необходимо построить домов для решения проблемы. А затем, для сравнения, сказать какие успехи были достигнуты в прошедшем году.

– Жилье строится в основном элитное или коттеджи, которые не по карману большинству населения страны. Строительство социального жилья не ведется. Программы обеспечения жильем малоимущих слоев населения нет, – добавляет Фарид Тухбатуллин.

Обращения.

В докладе описаны некоторые обращения, по которым можно сделать вывод о работе омбудсмена или о том, какие «проблемы» государство готово показывать.

Так, в качестве примера реализации права граждан на жилье приводится обращение жительницы города Ашхабада П.С., которой помогли в Аппарате Омбудсмена. У находящегося под ее опекой ребенка на основании решения суда было право на жилье его покойного отца.

«Несмотря на это, в доме проживают посторонние лица, а со стороны компетентных органов не принимаются правовые меры. В итоге обращение гражданки удовлетворено и хяким Беркарарлыкского этрапа принял решение о заселении М.А в другое жилье по конкретному адресу и рассматривается вопрос о выдаче ордера на эту квартиру», – пишут авторы доклада.

Интересный пример касается прав людей с инвалидностью. Так, к производству было принято обращение жителя Дашогузского велаята Ý.P., который обращался с заявлениями в местные органы власти с просьбой об установлении в доме линии телефонной связи, поскольку его ребенок, является инвалидом I группы. Омбудсмен перенаправила обращение хякимлик региона. В ответе сообщалось, что обращение рассмотрено и в доме заявителя установлена телефонная точка, на его имя закреплен номер.

Еще приводится пример обращения жителей частных жилых домов по улице Молланепеса этрапа Кенар города Туркменбаши Балканского велаята. Они подают заявления в хякимлик о ненадлежащей подаче в летний период питьевой воды, но им дают «ложные сведения о том, что подача воды якобы осуществляется в определенное утром и вечером время». Обращение по этому вопросу из Аппарата Омбудсмена было направлено в хякимлик велаята, откуда поступил ответ, что в районе проведены работы и жители обеспечены питьевой водой.

Также зарегистрировано заявление жителя Лебапского велаята С.А. об оказании содействия в получении международной платежной карты физлица на имя дочери. Запрос был перенаправлен в Центробанк, откуда пришел ответ, что карта вручена дочери С.А.

Проверка обращения жительницы Балканского велаята В.К. о нарушении ее потребительских прав выявила нарушение правил торговли и продавец магазина С.Х. привлечен к административной ответственности, но «не подтвердились указанные в обращении гражданки факты относительно отказа ответственными работниками в грубой форме в продаже продовольственных товаров и продажи в довесок других видов питания».

Ранее неоднократно сообщалось о том, что при покупке в госмагазинах дефицитных товаров, продавцы обязывают докупить к ним другой залежавшийся товар.

«В докладе широко освещается ведущаяся в стране масштабная деятельность по обеспечению гражданских, политических и прочих прав человека. Работа омбудсмена в этом направлении подтверждена конкретными примерами. Приведенные факты позволяют ознакомиться с результатами проверок и подтверждают восстановление прав граждан», – отмечают в конце доклада его авторы.

В свою очередь Аннадурды Хаджиев заключает, что «цель этих докладов «убить двух зайцев»: для международного общества – отписка, а для туркменского общества – восхваление режима и одурманивание граждан».

Кира Крамер.

https://www.hronikatm.com/2022/05/kmsorg-report/

Последние новости

«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.