Туркменистан: Правозащитные организации заявляют об усилении подавления инакомыслия в стране
За прошедший год правительство Туркменистана усилило репрессии против любой формы проявления инакомыслия в стране в ответ на всплеск антиправительственной критики в социальных сетях и появление антиправительственного протестного движения за рубежом.
Новый обзорный документ, опубли кованный Международным партнерством по правам человека (МППЧ) и Туркменской инициативой по правам человека (ТИПЧ), приводит факты, которые подтверждают как сами репрессии, так и систематические нарушения свободы слова, ассоциаций и мирных собраний, наблюдаемые в этой Центрально-Азиатской республике.
«Правительство Туркменистана не терпит инакомыслия и пытается сдержать возрастающее недовольство, используя различные тактики для усиления давления на критические голоса. Это привело к снижению активности протестного движения и к росту разочарования в возможности позитивных перемен в стране, – сказал председатель ТИПЧ Фарид Тухбатуллин, – чтобы переломить ситуацию и остановить эту тревожную тенденцию, нам нужна поддержка международного сообщества».
Туркменистан – одна из самых закрытых стран мира, регулярно занимающая нижние строчки в мировых рейтингах свободы. Недавний рост социальной активности населения возник на фоне упорного отрицания правительством вспышки COVID-19 в Туркменистане, игнорирования трудностей, вызванных затяжным экономическим кризисом, и невыполнением властями своих обязанностей по удовлетворению базовых потребностей граждан.
Большинство людей, осмелившихся выступить против репрессивной политики правительства Туркменистана, являются туркменскими студентами, мигрантами или беженцами, живущими за пределами страны. Туркменские спецслужбы постоянно следят за активистами социальных сетей, участниками акций протеста и теми, кто открыто критикует правительство, и все чаще преследуют «неудобных» людей, находящихся за рубежом через давление на их родственников, проживающих в Туркменистане. Например, Розыбай Джумамурадов, журналист и активист, проживает в Турции. Чтобы вынудить Джамамурадова прекратить критиковать правительство, его родственников в Туркменистане недавно подвергли нескольким актам запугивания; спецслужбы вызывали на допрос и угрожали даже 14-летнему племяннику активиста.
В своих попытках заставить замолчать диссидентов, правительство Туркменистана прибегло также к помощи властей дружественных ему государств, прежде всего Турции и России. В нескольких случаях туркменские активисты, проживающие в этих странах, были задержаны и подверглись запугиванию местными правоохранительными органами и давлению со стороны администрации университета после очевидного вмешательства властей Туркменистана. Например, в июле 2020 года были задержаны десятки людей, собравшихся на антиправительственный митинг в Стамбуле; одну из задержанных – Дурсултан Таганову, было приказано депортировать. Официальным основанием для депортации было нарушение Тагановой визового режима, но обстоятельства дела указывают на то, что это было сделано в отместку за ее участие в антиправительственном протестном движении. После протеста международных организаций депортация была остановлена, и через три месяца женщина была освобождена из-под стражи. Однако Таганова по-прежнему находится в опасности и вновь подвергается запугиваниям. Другие диссиденты, такие как активисты социальных сетей Розгельды Чолиев и Малик Алламырадов, в рамках кампании запугивания, направленной против них, столкнулись с неофициальными угрозами депортации из России в Туркменистан.
Любой критик правительства Туркменистана, вернувшийся в страну, столкнется с серьезной угрозой тюремного заключения по политическим мотивам, угрозой пыток и исчезновения – тактики, давно используемой туркменскими властями в кампании против инакомыслия.
В последние месяцы власти Туркменистана также выследили и подвергли запугиванию ряд лиц, находящихся в самом Туркменистане. Эти люди осмелились критиковать правительство в социальных сетях и/или сотрудничать с активистами и оппозиционными группами, находящимися за рубежом. Как полагают, в отместку за подобные действия, в прошлом году были заключены в тюрьму по надуманным обвинениям журналист Нургельды Халыков и адвокат Пигамбергельды Аллабердыев. Халыков в течение нескольких лет тайно сотрудничал с базирующимся в Нидерландах независимым изданием «Turkmеn News», Аллабердыев подвергся преследованию из-за его предполагаемых связей с антиправительственным протестным движением за рубежом.
Помимо преследования участников или потенциальных участников антиправительственных митингов за рубежом, власти Туркменистана пытаются пресечь редкие спонтанные протесты внутри страны, проводимые людьми, выражающими свое недовольство трудностями, связанными с продолжающимся экономическим кризисом. Отрицая масштабы и последствия экономического кризиса, власти продолжают использовать подконтрольные государству медиа для продвижения официальной версии о том, что Туркменистан живет в эпоху счастья и процветания; и насильно мобилизуют граждан для участия в массовых мероприятиях, призванных демонстрировать якобы благополучие страны. Власти оказывали давление на медицинских работников с целью заставить их участвовать в сокрытии информации о вспышке COVID-19 в стране и задерживали людей, которые документировали разрушения, вызванные сокрушительным ураганом, обрушившимся на страну в апреле прошлого года.
В настоящее время в Туркменистане нет пространства для деятельности независимых СМИ и групп гражданского общества. Сайты находящихся в изгнании независимых организаций, а также социальные сети и коммуникационные платформы, произвольно блокируются внутри страны. Кроме того, власти недавно активизировали кампанию против средств обхода интернет-цензуры, систематически блокируя такие средства и запугивая людей, использующих последние для доступа к контенту, критикующему правительство. Сайты организаций, находящихся в изгнании и критически освещающих ситуацию в Туркменистане, тоже подвергаются кибератакам и уничтожению контента на основании жалоб на авторские права, которые, как предполагается, были инициированы властями Туркменистана в рамках усилий по подавлению инакомыслия.
«Мы призываем международное сообщество призвать правительство Туркменистана к ответственности за нарушение прав граждан на поиск, получение и распространение информации вне зависимости от границ и на взаимодействие с единомышленниками по волнующим их вопросам, – заявила Бриджит Дюфур, директор МППЧ. – Без неослабного международного давления не будет конца непрекращающимся преследованиям людей, выступающих против репрессий и требующих соблюдения прав человека и демократических перемен в Туркменистане».
Новый обзорный документ МППЧ-ТИПЧ был подготовлен на основе результатов мониторинга, документации и отчетности, проведенных двумя организациями в рамках сотрудничества с CIVICUS Monitor по отслеживанию гражданского пространства в Туркменистане. В нем использована информация, полученная ТИПЧ с помощью своей сети мониторов в Туркменистане и за его пределами, а также информация, предоставленная другими независимыми группами и изданиями, освещающими события в Туркменистане.
https://www.hronikatm.com/2022/03/tihr-iphr-iccpr-report-2022/