Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

30 августа — Международный день жертв насильственных исчезновений.

Заявление кампании «Покажите их живыми!»

Заявление кампании «Покажите их живыми!»

Насильственные исчезновения в тюремной системе Туркменистана — острейшая проблема прав человека в стране...

По случаю Международного дня жертв насильственных исчезновений кампания «Покажите их живыми!» выражает солидарность со всеми жертвами исчезновений в тюрьмах Туркменистана и с родственниками жертв. Мы настоятельно требуем, чтобы туркменские власти немедленно прекратили это грубое нарушение прав человека, и призываем международное сообщество усилить давление на Туркменистан с целью положить конец этой постыдной практике.

Насильственные исчезновения в тюремной системе Туркменистана — острейшая проблема прав человека в стране. Международной кампанией «Покажите их живыми!» задокументировано более 120 случаев исчезновения людей в туркменских тюрьмах, причем некоторые длятся уже более 16 лет. По оценкам, фактическое число исчезновений в несколько раз выше. Жертвы исчезновений содержатся в полной изоляции от внешнего мира, без доступа к адвокатам и представителям международных организаций. Их семьи не имеют контактов со своими находящимися в тюрьме близкими и не получают никакой официальной информации не только об их местонахождении, но и о том, живы ли они. Более того, сами родственники нередко сталкиваются с преследованиями и незаконными запретами на выезд из страны, лишаются средств к существованию и подвергаются систематическому давлению в попытке властей скрыть информацию об исчезнувших людях.

Жертвами насильственных исчезновений становятся те, кого считают угрозой авторитарному режиму, в том числе государственные чиновники, гражданские активисты, религиозные деятели и независимые журналисты. После незаконного ареста, надуманного политически мотивированного обвинения, поспешного и несправедливого судебного процесса люди бесследно исчезают в тюремной системе страны, где им угрожают пытки. Большинство исчезнувших были арестованы на волне чисток и репрессий в начале 2000-х годов, однако несколько десятков арестов в 2016 и 2017 гг. демонстрируют, что эта позорная практика широко применяется нынешним руководством страны и не должна считаться ушедшей в прошлое проблемой, которую можно списать на предыдущего президента.

Люди по-прежнему умирают в тюрьмах, проведя многие годы в заключении без связи с внешним миром. Кампанией задокументировано почти 30 случаев смерти исчезнувших людей в местах лишения свободы. Вероятно, реальное число смертей намного выше. Только в этом году мы узнали о смерти Бегмурада Отузова, который скончался в тюрьме в феврале 2018 года, проведя более 15 лет в полной изоляции, и Алламурата Аллакулиева, умершего в марте 2018 года после 16 лет заключения без контактов с внешним миром. Системный характер таких случаев в сочетании с отказом государства провести тщательное, незамедлительное и беспристрастное расследование каждой смерти приравнивают их к внесудебным казням в свете международных стандартов в области прав человека. Совсем недавно, в апреле 2018 года, Комитет ООН по правам человека признал правительство Туркменистана ответственным за пытки и гибель в тюрьме в 2006 году правозащитницы и журналистки Огулсапар Мурадовой. С момента ареста до трагической смерти в секретной тюрьме Овадан Депе она не имела контактов с внешним миром. Комитет указал, что Туркменистан обязан провести беспристрастное расследование обстоятельств смерти Мурадовой и предоставить средства правовой защиты ее семье, включая компенсацию и восстановление ее доброго имени. Известно еще много ужасающих случаев смерти исчезнувших людей, и все эти случаи вопиют о справедливости и служат наглядным напоминанием, что промедление недопустимо.

В течение многих лет туркменские власти избегали каких-либо реальных шагов по прекращению насильственных исчезновений. Вместо этого они имитировали неэффективный «диалог» с межправительственными организациями по этому вопросу. В ответ международное давление на туркменское правительство усилилось. В ноябре 2016 г. и марте 2017 г., соответственно, Комитет ООН по правам человека и Комитет против пыток отметили, что насильственные исчезновения представляют собой серьезное и систематическое нарушение Туркменистаном Конвенции против пыток и Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП). В 2015 и 2016 гг. Европейский парламент дважды приостановил одобрение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Туркменистаном по причине нарушений прав человека, в том числе насильственных исчезновений. Европейский Союз настойчиво пытается найти решение проблемы в рамках ежегодного Диалога по правам человека между ЕС и Туркменистаном. В 2017-2018 гг. Рабочая группа ООН по насильственным или недобровольным исчезновениям (РГНИ) коммуницировала правительству Туркменистана несколько таких дел. В марте 2018 г. в 15-ю годовщину опубликования Доклада в рамках Московского механизма ОБСЕ о ситуации в Туркменистане, послы 14 государств-участников ОБСЕ направили письмо туркменским властям с требованием достижения в ближайшем будущем реального прогресса в борьбе с насильственными исчезновениями. В ходе УПО Туркменистана в мае 2018 г. делегации 20 государств-членов ООН выразили серьезную обеспокоенность в связи с исчезновениями.

В последние несколько месяцев нарастающее международное давление наконец привело к некоторым, хотя и небольшим, результатам. По имеющимся данным, туркменские власти организовали короткие визиты родственников примерно к десяти недавно осужденным людям, ранее содержавшимся без связи с внешним миром в печально знаменитой тюрьме Овадан Депе, предоставили новую, хотя и неполную, информацию о нескольких случаях в ЕС и в Рабочую группу ООН по насильственным исчезновениям и публично обещали обсудить возможность визита РГНИ ООН в Туркменистан.

Как бы малы ни были эти шаги, они указывают на действенность постоянного международного давления. Но еще предстоит многое сделать, чтобы остановить это отвратительное преступление и избавить жертв исчезновений и их семьи от дальнейших страданий. Правительству Туркменистана известны требования международного сообщества. Они понятны, конкретны и выполнимы. Решение проблемы насильственных исчезновений не сводится к обмену ограниченным объемом сведений с международными организациями за закрытыми дверями. Решением проблемы является обеспечение немедленного доступа к заключенным для родственников, адвокатов и независимых наблюдателей. Решением является немедленный контакт жертв насильственных исчезновений с внешним миром. Решением не является добавление новых сроков тюремного заключения под предлогом безопасности для тех, чей срок приговора закончился. Решением является немедленно освобождение тех, чье здоровье находится в опасности. Решение проблемы в том, чтобы показать их живыми.

Международное сообщество, в том числе соответствующие институты ОБСЕ и государства-участники, чтобы не упустить этот момент, должны усилить давление на правительство Туркменистана, используя все возможные рычаги для спасения жизней, включая перспективу применения Венского и Московского механизмов ОБСЕ.

Последние новости

С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.
Политические преследования в Туркменистане и Каракалпакстане. Side Event, Варшава 04.10.2024.
Политические преследования в Туркменистане и Каракалпакстане. Side Event, Варшава 04.10.2024.
Молчаливый режим: свобода слова в Туркменистане – миф или реальность?
Молчаливый режим: свобода слова в Туркменистане – миф или реальность? ОБСЕ БДИПЧ Варшава.
В клетке у себя на родине: проблемы свободы передвижения туркменистанцев
В клетке у себя на родине: проблемы свободы передвижения туркменистанцев. ОБСЕ БДИПЧ Варшава.