Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Представители нацменьшинств покидают Туркменистан.

Представители нацменьшинств покидают Туркменистан.

Практически ни одного казаха, узбека или русского не осталось в городе газовиков Газожак (бывшее название – Газачак), что на севере Лебапского велаята. Почти все специалисты, представляющие национальные меньшинства покинули город, славившийся когда-то своим интернационализмом.

Ликвидированы средние школы с русским, казахским, узбекским языками обучения. Соответственно, преподаватели вынуждены были уехать. Дети учатся в школах только с туркменским языком обучения. На улицах города, в его кварталах, на рынках не слышится сегодня многоязычия, такого привычного для этого молодого города.

«Город, рожденный в пустыне в бытность существования Советского Союза, изначально основывался как город дружбы братских народов», - вспоминают старожилы, те, кто основывал этот город 30 лет назад. – «Именно сюда прибыли первые специалисты-газовики со всех республик СССР. Именно отсюда началось строительство первого магистрального газопровода Средняя Азия – Центр. Отсюда пошли первые кубометры туркменского газа в Россию, в Украину, в Азербайджан, в Армению».

Город, расположенный на границе двух государств – Туркменистана и Узбекистана - имеет свои особенности и свою специфику. По свидетельству ветеранов, больший вклад в развитие инфраструктуры, городского хозяйства внесло узбекское правительство. Это объяснялось тем, что из Узбекистана было больше специалистов-газовиков, нежели из Туркменистана. В процентном отношении это выглядело примерно так – около 50 % специалистов из Узбекистана, около 20% - прибывших из России, около 20% специалистов из Казахстана, и только 10 % - местные кадры из числа коренных жителей. За последние годы все в корне изменилось.

Вот монолог молодого человека: «Мои родители приехали сюда в начале 80-х годов с Северного Кавказа. Отец – строитель, мать – педагог. Я здесь родился, год назад окончил среднюю школу, но никуда не могу устроиться: ни в институт, ни на работу. Хочу переехать в Россию, чтобы там продолжить учиться. Отец с бабушкой уже уехали, теперь вот мы с мамой собираемся уезжать».

Подобный настрой у большинства горожан. У молодежи, как и у людей среднего возраста, нет никаких перспектив. Причин много, в том числе искусственное выдавливание специалистов не туркменской национальности, проведение в трудовых коллективах бесконечных аттестаций, на которых в первую очередь требуют не знаний по специальности, а цитирование книг священной Рухнамы.

Ситуация в городе Газожак характерна и для других городов Лебапского велаята – Сейди, Магданлы (бывшей Гаурдак). Эти города со своей специфической промышленной инфраструктурой – нефтеперерабатывающей (г.Сейди) и горнодобывающей (г.Магданлы) – также теряют специалистов из числа национальных меньшинств.

ТИПЧ

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.