Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Представители нацменьшинств покидают Туркменистан.

Представители нацменьшинств покидают Туркменистан.

Практически ни одного казаха, узбека или русского не осталось в городе газовиков Газожак (бывшее название – Газачак), что на севере Лебапского велаята. Почти все специалисты, представляющие национальные меньшинства покинули город, славившийся когда-то своим интернационализмом.

Ликвидированы средние школы с русским, казахским, узбекским языками обучения. Соответственно, преподаватели вынуждены были уехать. Дети учатся в школах только с туркменским языком обучения. На улицах города, в его кварталах, на рынках не слышится сегодня многоязычия, такого привычного для этого молодого города.

«Город, рожденный в пустыне в бытность существования Советского Союза, изначально основывался как город дружбы братских народов», - вспоминают старожилы, те, кто основывал этот город 30 лет назад. – «Именно сюда прибыли первые специалисты-газовики со всех республик СССР. Именно отсюда началось строительство первого магистрального газопровода Средняя Азия – Центр. Отсюда пошли первые кубометры туркменского газа в Россию, в Украину, в Азербайджан, в Армению».

Город, расположенный на границе двух государств – Туркменистана и Узбекистана - имеет свои особенности и свою специфику. По свидетельству ветеранов, больший вклад в развитие инфраструктуры, городского хозяйства внесло узбекское правительство. Это объяснялось тем, что из Узбекистана было больше специалистов-газовиков, нежели из Туркменистана. В процентном отношении это выглядело примерно так – около 50 % специалистов из Узбекистана, около 20% - прибывших из России, около 20% специалистов из Казахстана, и только 10 % - местные кадры из числа коренных жителей. За последние годы все в корне изменилось.

Вот монолог молодого человека: «Мои родители приехали сюда в начале 80-х годов с Северного Кавказа. Отец – строитель, мать – педагог. Я здесь родился, год назад окончил среднюю школу, но никуда не могу устроиться: ни в институт, ни на работу. Хочу переехать в Россию, чтобы там продолжить учиться. Отец с бабушкой уже уехали, теперь вот мы с мамой собираемся уезжать».

Подобный настрой у большинства горожан. У молодежи, как и у людей среднего возраста, нет никаких перспектив. Причин много, в том числе искусственное выдавливание специалистов не туркменской национальности, проведение в трудовых коллективах бесконечных аттестаций, на которых в первую очередь требуют не знаний по специальности, а цитирование книг священной Рухнамы.

Ситуация в городе Газожак характерна и для других городов Лебапского велаята – Сейди, Магданлы (бывшей Гаурдак). Эти города со своей специфической промышленной инфраструктурой – нефтеперерабатывающей (г.Сейди) и горнодобывающей (г.Магданлы) – также теряют специалистов из числа национальных меньшинств.

ТИПЧ

Последние новости

«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.