Согласно последнему докладу американского Комитета защиты журналистов в 2004 году в разных странах мира было убито 56 журналистов. Это - самое большое число за последние десять лет. «Нигде, - говорится, в частности, в докладе, - новая реальность не просматривается столь отчетливо, как в России. Ярким примером служат события в Беслане, в ходе которых президент Путин продемонстрировал контроль советского типа над освещением событий».
Русская редакция «Голоса Америки» попросила координатора Комитета защиты журналистов по Европе и Центральной Азии Алекса Луписа суммировать данные доклада.
Люсьен Фикс: Алекс, как обстояли дела со свободой прессы в 2004-м году в России и других странах бывшего СССР?
Алекс Лупис: К сожалению, условия работы журналистов в России и других странах СНГ продолжают ухудшаться. Мы видим, как чиновники все шире применяют советские методы для поддержки самоцензуры и репрессий против журналистов, критикующих власти или расследующих острые вопросы, например, такие как коррупция в государстве или проблемы с правами человека. Мы видим, что Кремль взял под контроль все главные телеканалы, а Дума работает над новыми законами, призванными затруднить работу СМИ и облегчить прокурорам и судьям наказание журналистов, осмеливающихся правдиво сообщать о происходящем в России.
Отдельно следует сказать о тенденции, которую можно назвать агрессивной реакцией ФСБ по отношению к журналистам, пытающимся независимо освещать события в Чечне. Так, Юрий Богров, который работал для агентства печати «Ассошиэйтед пресс» и продолжает работать для радио «Свобода», был привлечен к политическому суду, а сейчас ФСБ хочет выгнать его из страны. И подобная негативная тенденция расширяется. В этой связи очень жаль, что администрация президента Буша не поднимает этот вопрос при контактах с Кремлем. Мне кажется, американской стороне следует говорить об этом громче и строже, потому что это – важный приоритет для стран Запада, для Евросоюза и США.
Аналогичная тенденция прослеживается в последние годы и в остальных странах СНГ. В Туркменистане сейчас тоталитарная диктатура. Узбекистан недалек от диктатуры: там агрессивно преследуют журналистов. Более того, это – единственная страна СНГ, в которой каждый год несколько журналистов бросают в тюрьмы за их работу.
Л.Ф.: Как вы оцениваете условия работы журналистов в Украине? Л.С.: Там, безусловно, произошла перемена к лучшему. После победы президента Ющенко прокуратура в Киеве возобновила - через четыре с половиной года - расследование убийства журналиста Георгия Гонгадзе и уже арестовала двух сотрудников МВД.
Я думаю, это поднимает важный вопрос: почему Украина может расследовать убийство журналиста, а Россия - нет? Я хочу напомнить об убийстве журналиста Пола Хлебникова в июле и отметить, что это одно из заказных убийств журналистов за последние пять лет, когда Путин был президентом. Ни одно из этих убийств прокуратура пока не раскрыла.
Л.Ф.: Самое отрадное положение, насколько можно судить по докладу, в странах Балтии.
А.Л.: Да, в отличие от других республик бывшего Советского Союза там провели радикальные правовые реформы, являющиеся условием для вступления в Евросоюз. В результате в странах Балтии очень редко нападают на журналистов, и им там намного свободнее работать.
ИА МиК 18 марта 2005 г.