На прошлой неделе глава туркменского государства Сапармурат Ниязов предложил программу политических реформ в стране на ближайшие 5 лет и заявил: "...У нас и демократия есть, и человеческих прав полно. Куда хочешь иди, работай, что хочешь говори... Создавай свой бизнес, выезжай-приезжай, учись, получай образование...Большей демократии и не бывает".
На самом деле вновь, под давлением демократических государств и международных организаций, Ниязов как всегда произносит набор дежурных слов о демократии, а на практике покровительствует безжалостному подавлению инакомыслия и преследованию потенциальных источников получения альтернативной информации.
Казалось бы уже не осталось неиспользованных механизмов подавления инакомыслия и жестокой изоляции граждан Туркменистана, однако туркменский режим продолжает изощренно находить эти механизмы. Свидетельство тому сообщение из Ашгабада об отказе в продлении лицензии частным фирмам, предоставляющим услуги почтовой связи по системе DHL, FedEx, ASE и другим. Жителям страны, а также иностранным компаниям и дипмиссиям, оставили единственную возможность - пользоваться услугами подконтрольной государству Туркменпочты.
Ранее неоднократно поступали сообщения о нарушении туркменскими силовыми структурами международного договора о почтовой связи. Например, проблемы у службы DHL проявились в марте 2005 года, когда ашхабадское отделение этой компании стало испытывать определенные “неудобства”, якобы, временного характера.
На самом деле проблема заключалась во вмешательстве силовых структур в процесс выдачи корреспонденции. По некоторым сообщениям зарубежная корреспонденция, поступающая в адрес туркменских граждан подвергалась предварительному изъятию и просмотру сотрудниками спецслужб. Получатели же почтовых сообщений вызывались на допрос в местное отделение МНБ.
Напомним, что за последние годы туркменские спецслужбы неоднократно обвинялись правозащитниками в незаконном просмотре писем и прослушивании частных телефонных разговоров.
Практику дальнейшего “закручивания гаек” подтверждает еще одно сообщение. В начале апреля в Ашгабаде был закрыт последний интернет-клуб, располагавшийся в бывшем кинотеатре “Ватан”, что на улице Гор-оглы в центре столицы (прежнее название улицы “1-мая”). Сообщают, что процесс закрытия проходил с большим размахом, изымались все документы, сотрудники интернет - клуба вызывались на допросы в спецслужбы. Сейчас владелец интернет-клуба, после соответствующей беседы в МНБ, пытается переоформить документы и переориентировать деятельность заведения на игротеку для детей.
В 2000 году после отказа частным компаниям по предоставлению доступа в Интернет и к электронной почте, в Туркменистане остался только один государственный монополист - Туркментелеком. Несмотря на то, что его потребителями является мизерное количество жителей, власти в последнее время опасаются любой возможности получения туркменскими гражданами информации извне. Последние события подтверждают, что по этой же причине в 2004 году было прекращено радиовещание станции “Маяк”. (Хотя официальный Ашгабад формально и сослался на “технические причины” до сих пор никаких радикальных мер по их устранению не проведено).
В действительности в стране безжалостно подавляется свободомыслие, практически все стороны жизни общества находятся под контролем государства, безаппеляционно нарушается свобода передвижения, а гражданское общество за последние годы подверглось бесконечным преследованиям. Политика туркменского руководства целенаправленно отгораживать страну от остального мира продолжает углубляться.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.