23 сентября 2005г. Рабочее заседание 8 Верховенство закона1, и в частности: Независимость судебной системы, право на независимое судебное разбирательство
Выступление председателя Туркменского Хельсинкского Фонда по правам человека
ТХФ в надежде на готовность присутствующего на данной встрече представителя официальной туркменской делегации к диалогу, хотел бы уточнить некоторые моменты. Когда в публичных высказываниях первое лицо государства указывает судьям “Дайте такому-то 10, 15 или 20 лет тюремного заключения” не является ли это фактическим призывом принизить роль основного закона, присваивая себе функции правосудия и вершителя судеб туркменских граждан? Туркменскими чиновниками подобные указания воспринимаются без обсуждения: органы следствия и правосудия всеми правдами-неправдами подгоняют дело до указанного срока. Суды, правоохранительные органы носят декоративный характер, когда они вроде по форме есть, но в то же время все вопросы решаются на основании телефонного звонка сверху.
Приписки, фальсификация документов, подбрасывание наркотиков подследственным, пытки и нечеловеческое отношение во время следствия и допросов, об этом нам рассказывают туркменские граждане. Есть основания считать, что ни одно обжалование, аппеляция или жалоба адвокатов в туркменских судах не удовлетворяются. На практике, если идет процесс над человеком попавшим под каток репрессий, то во время судебного заседания на судью оказывается огромное давление. Так было и на процессе по делу “25 ноября”, так происходит до сих пор. У нас есть немало свидетельств об этом. Например, судья Батыр Эрниязов. На его процессах сфабрикованное дело по хулиганству, за которое от силу можно применить 15 суток или штраф, под давлением чиновников преподносится как умышленное нападение на представителей властей в общественном месте, со сроком лишения свободы от 8-12 лет. Несмотря на многочисленные сигналы граждан, в настоящее время Б. Эрниязов назначен заместителем Верховного Судьи Туркменистана. Надо ли понимать данное назначение как поощрение руководства страны именно таких судей?
Решающую роль в привлечении внимания международной общественности к отсутствию прозрачного судопроизводства и независимого судебного разбирательства в Туркменистане сыграли сообщения о массовых нарушениях прав человека в ходе расследования предполагаемой попытки покушения на президента 25 ноября 2002 г. Вскоре после этих событий десять стран-участниц ОБСЕ прибегли к так называемому Московскому механизму ОБСЕ, что привело к назначению независимого докладчика по ситуации в Туркменистане. В 2003 г. Комиссия ООН по правам человека и Генеральная Ассамблея ООН приняли свои первые резолюции по положению с правами человека в Туркменистане. Оба эти органа ООН приняли и вторые резолюции - соответственно, в апреле и декабре 2004 г.
Так почему же туркменские власти игнорируют эти шаги? Более того они отказывают официальным лицам ОБСЕ во встрече с заключенными. Например, с Батыром Бердиевым, бывшим главой делегации Туркменистана в ОБСЕ, приговоренным в январе 2003г. Как сообщалось, во время допросов он был избит тремя тремя сотрудниками Министерства национальной безопасности, которые приковали его к двери наручниками. Сообщают, что судебное заседание по его делу никак не соответствовало принципам справедливости. Почему же не было проведено ни одного расследования по обеспокоенностям международных правозащитных организаций?
Мы располагаем многочисленными обращениями туркменских граждан об отсутствии права на независимое судебное разбирательство. Мы вновь призываем туркменские власти не шарахаться от НПО, а для начала выслушать жалобы граждан, которые не могут достучаться до инстанций и просто вынуждены, несмотря на возможные последствия, просить помощи у НПО.
И последнее, задумайтесь над цифрой: ежегодное помилование 9000 человек из 15-16000 осужденных по всей стране. Не значит ли это, что ежегодно как минимум 9000 граждан подвергаются тюремному заключению из-за отсутствия независимого судопроизводства? Призываем правительство Туркменистана пойти более эффективным путем: реформировать судопроизводство и, в качестве первого шага, пересмотреть судебные дела по которым есть сигналы граждан, и не только по “ноябрьским” делам, но и по другим, когда помимо основных фигурантов, пострадало много невинных людей.
Данный позитивный шаг был бы воспринят и оценен международным сообществом весьма высоко.
Благодарю за внимание.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.