По сообщению местных правозащитных групп, Курбанкули Курбанкулиев в начале сентября был этапирован в Байрамалийскую исправительную колонию № 16.
Полковник, бывший командующий военно-воздушными силами и силами противоракетной обороны Туркменистана был осужден Военным трибуналом как ответственный за падение вертолета перед учениями в апреле этого года.
В результате крушения военной машины в селении Келята, что в 70 километрах от Ашхабада, трое пилотов погибли.
Военный трибунал также обязал Курбанкулиева выплатить государству более полутора миллионов американских долларов в качестве возмещения ущерба за военную технику.
Курбанкулиев сделал успешную карьеру в туркменской армии.
7 лет назад он заступил на место командующего ВВС и ПВО Туркменистана, сменив на этом посту Сердара Чарыярова, которого предыдущий глава государства Ниязов отправил в тюрьму вместе со всей семьей. Прежний авторитарный лидер не раз восхищался заслугами Курбанкулиева, вручая ему высокие государственные награды.
В октябре 2009 года действующий президент Гурбангулы Бердымухаммедов так же наградил полковника медалью «За безупречную службу Отечеству» 1-й степени. Но уже 10 июня 2010 года Курбанкулиев был отправлен в отставку «за недостатки в работе руководимых структур и как не справившийся с обязанностями». Причиной, по словам чиновников из администрации президента, послужило то, что командующий военно-воздушными силами выдал разрешение на работу пилоту без высшего образования. Этот офицер находился в учебном вертолете в момент его падения.
«Пилот погиб, однако записи в черном ящике свидетельствуют, что авария произошла не из-за непрофессионализма пилотов, а из-за износа техники», — сказал на условиях анонимности один из сотрудников Министерства обороны.
Активисты сообщают, что военный суд над командующим проходил за закрытыми дверями, и подробности дела точно не известны.
«Известно только, что рухнувший старый МИ взлетел после ремонта, — говорит офицер Минобороны. — Однако неудивительно, что вертолет упал, свои сроки он давно отработал».
По информации правозащитников, вместе с Курбанкулиевым к длительным тюремным срокам наказания были осуждены и его два брата — сотрудник уголовного розыска и преподаватель Военной академии Туркменистана.
«Это старая практика правоохранительных и судебных органов: сажать за компанию с обвиняемым их близких», — говорит Таджигуль Бегмедова, руководитель Туркменского Хельсинского фонда, базирующаяся в Болгарии.
Этот факт, по словам правозащитницы, свидетельствует о том, что судебная система по-прежнему использует ниязовские механизмы при вынесении приговоров.
(Данная статья была подготовлена в рамках проекта «Новостная сводка Центральной Азии», финансируемого фондом National Endowment for Democracy.) NBCA