Туркменский Хельсинкский Фонд продолжает проводить мониторинг ситуации в местах лишения свободы.
Из Ашгабада поступает отрывочная информация о загадочной смерти Аркадия Никкеля, официанта отеля “Шератон”. Данная информация проверяется с октября 2004 г., когда стало известно о смерти А.Никкеля, предположительно в Тедженском СИЗО.
Летом 2004 г., после летних акций по распространению в Ашгабаде антиправительственных листовок, он проходил свидетелем, однако до сих пор неизвестны официальные мотивы его ареста. Высказываются предположения, что он мог подозреваться в контактах с новой оппозиционной группой “Оян” (“Проснись”), нелегально действующей внутри страны. По другой версии, Никкель был задержан за попытку войти в контакт с представителями одной из международных организаций, находящихся в Ашгабаде. Все подробности властями тщательно скрываются.
Сообщают, что стоматолог Сейран Мамедов, в июле 2004 г. обвиненный по ст. 214 УК в соучастии в незаконном пересечении границы Туркменистана, осужден на 14 лет лишения свободы. Близким Мамедова никак не удается получить официальное обвинительное заключение и решение суда. В подобной же ситуации родственники Атамурада Мавыева, бывшего замминистра внутренних дел (см. Трагедия семьи Мавыевых - 21.12.2004г.), и родственники бывшего начальника связи МВД Аннагельдыева Мухаммеда. Они также до сих пор не могут получить официальных решений суда.
Из достоверных источников стало известно, что преследование бывшего муфтия Насруллы ибн Ибадуллы, 2 марта 2004 г. приговоренного к 22 годам лишения свободы, началось еще летом 2002 г. В августе 2002 г. Насрулла ибн Ибадулла выпустил справочник ”Наставления мусульманину”, популярно излагающий простые правила, которых должен придерживаться мусульманин, таких как количество молитв в день, как соблюдать пост, подготовка к омовению и др. Поскольку до того момента в Туркменистане не было подобных местных изданий, кроме привозных из других стран, то справочник был хорошо воспринят населением.
В том же месяце по туркменскому телевидению показали, как президент С.Ниязов гневно отчитывал муфтия за то, что последний без позволения президента выпустил справочник. По мнению близких к муфтию людей, Насрулла ибн Ибадулла, пользовавшийся большим уважением среди мусульман, именно тогда и попал в опалу. В том году ноябрьские события помешали властям “своевременно наказать” муфтия. Поскольку С. Ниязов никогда не забывает наказать людей, проявивших хоть какое-либо своеволие, наказание не заставило себя ждать. Уже в январе 2003 г. Насрулла ибн Ибадулла неожиданно был смещен с поста главного муфтия и заместителя председателя Генгеши (Совета) по религиозным делам. А 2 марта 2004 г. Азатлыкский районный суд в Ашгабате в ходе закрытого судебного разбирательства приговорил Насруллу ибн Ибадуллу к 22 годам тюремного заключения, первые пять из которых он должен отбывать в тюрьме строгого режима. Ему были предъявлены абсурдные обвинения в причастности к попытке покушения на Ниязова, которая, как утверждают официальные власти, имела место в ноябре 2002 г.
Другое сообщение касается условий содержания осужденного Бориса Шихмурадова. Источник из президентской охраны на условиях анонимности сообщил ТХФ: ”Шихмурадову улучшили условия содержания. Возможно, власти хотят, в случае усиления давления со стороны международных организаций, представить общественности главного фигуранта “ноябрьского дела” в благоприятном свете, дабы показать о якобы хорошем отношении к заключенным в стране”. На вопрос об условиях содержания других осужденых “по ноябрьским событиям”, а также Насруллы ибн Ибадуллы, источник ответил: ”Им условия содержания не улучшали.”
В мае месяце источник, имеющий контакты с работниками правоохранительных органов сказал нашему наблюдателю: ”Среди работников правоохранительных органов ходят слухи, что Батыр Бердыев, бывший министр иностранных дел Туркменистана, умер в местах лишения свободы”. С того времени наши наблюдатели безуспешно пытаются уточнить верность этого сообщения. То же самое касается слухов о недавном переводе основных обвиняемых по “ноябрьским событиям” в подвальное помещение МНБ.
Достоверная информация касается 37 заключенных, находившихся в тюрьме Авадан-Депе под Ашгабадом БЛТ-5 (начальник - Хыдыров Ш.). В конце февраля 2005 г. они были переведены из БЛТ-5 в одно из спецучреждений Балканского велаята. Об этапировании и месте направления этих заключенных несколько месяцев никому из родственников осужденных не сообщалось.
Наблюдатели отмечают, что власти таким образом пытаются уменьшить общее число заключенных, находящихся в Авадан-Депе. Существует мнение, что эти меры направлены для увеличения в тюрьме количества одиночных камер, поскольку в стране наметилась тенденция к росту количества категорий осужденных, которыx, по мнению властей, целесообразнее изолировать от других заключенных. По всей видимости, подавление инакомыслящих и тех, кого туркменские власти относят к потенциальным носителям инакомыслия, будет продолжено.
Сообщения в июне 2005 г. о смерти арестованного Еллы Курбанмурадова, наряду с прежними сообщениями о смертных случаях заключенных Хаита Какаева, Тагана Халлыева, Аманмухамеда Иклымова и вышеназванными случаями вызывают серьезные опасения правозащитников. Мы призываем туркменское правительство:
- Обеспечить Международному Комитету Красного Креста и другим независимым наблюдателям доступ к заключенным, в том числе к обвиняемым в попытке покушения на президента Ниязова в ноябре 2002 г.
- Обеспечить проведение повторных судебных разбирательств, в полном соответствии с международными стандартами справедливости и в присутствии независимых наблюдателей, по всем тем делам, по которым поступают сообщения о всевозможных нарушениях, а также всех заявлений граждан по злоупотреблениям работниками правоохранительных органов.
- Раскрыть информацию о смерти заключенных и организовать тщательное и объективное расследование всех сообщений о пытках, жестоком и негуманном обращении.
Туркменский Хельсинкский Фонд