Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Снова сажают?

Снова сажают?

Из-за границы пришло сообщение, что в Туркменистане снова произошел арест общественного активиста. «Демократический Гражданский Союз Туркменистана» распространил пресс-релиз об аресте Валерия Паля, бывшего ответственного сотрудника нефтеперерабатывающего завода в городе Туркменбаши и «виднейшего гражданина города». В документе говорится о том, что Валерий Паль «…активно противостоял переименованию города Красноводска в Туркменбаши…» и «сотрудничал с некоторыми НПО». Формально Палю инкриминируется «хищения» с предприятия, на котором он работал. Подобный поворот дел в Туркменистане никого не удивляет, когда хорошего специалиста разными методами, просто «съедают», заставляют покинуть свой пост.

Можно оставить правоту утверждений о проявлении гражданской активности Паля на совести «Демократического Гражданского Союза». Но вот, что точно можно утверждать, что много таких же, как Паль, было уволено с работы именно за то, что не были туркменами. Кстати, об этом тоже говорится в распространенном пресс-релизе. Много, очень много случаев наблюдал я сам, когда тупенький, но активный туркмен, пользуясь тем, что он является именно туркменом, интригами выжигал вокруг себя все пространство компетентности. В подавляющем числе случаев первыми жертвами становились и становятся спецы нетуркменской национальности. А потом следовали другие, но уже из туркменской части окружения, но не той клановой и племенной принадлежности. Но начинали с нетуркмен. И это прямое следствие, прямое воплощение в жизнь политики национальной нетерпимости Сапармурада Ниязова и ее продолжения нынешней властью во главе с Гурбангулы Бердымухамедовым. То, что Ниязов расист, следует из его же книги «Рухнама» и из того, что он оставил после себя. Туркменистан сегодня — страна, сознательно стремящаяся от многонациональности к моноэтничности, провозгласив это основными своими лозунгами и принципами, ассимилирует национальные меньшинства или выдавливает их из страны. Ну, а если этого не получается, то можно и применить акции устрашения, как в случае с Палем. И случай этот настолько типичен для Туркменистана, что уже не вызывает удивления у местных жителей. Угрозами фальсификации уголовных дел освобождались сотни, если не тысячи мест — от нетуркмен.

Обо всем этом стеснялись и продолжают стесняться говорить большинство из тех, кто занимается правами человека в самой России или других «исторических родинах», автоматически придумывая и сваливая историческую вину за российскую колонизацию на ныне живущих представителей нетитульной нации. Но показателем того, что российская колонизация вторична, служит отношение властей и к тем национальным меньшинствам, которые появились задолго до нее, и люди этих национальностей живут на этих землях столько же, сколько и туркмены, — узбеки, казахи, персы. Их тоже давно «ушли» с большинства руководящих и ответственных постов. Поводов для увольнения всегда было много, но мотив один — национальная принадлежность.

Тем, что потом начинается война за «хлебные» места уже среди туркмен, тоже удивить никого нельзя. На этом уровне требования к расовой чистоте выдвигаются с основ принадлежности к тому или иному туркменскому племени. Это проявляется по всем этажам власти и варьирует от региона к региону. И все время независимости эти процессы только усиливались, несмотря на то, что Ниязов всячески старался не допустить федерализации страны по племенному признаку, насаждал своих соплеменников в руководители других регионов. Но спусковой крючок расизма и национальной нетерпимости был спущен именно им. Чувствуете, к какому обществу идет Туркменистан? Правильно, к племенному.

Мурад Айтаков.

Источник :: Оазис

Последние новости

«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.