Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

ТУРКМЕНИСТАН: ГДЕ СВОБОДА СОБРАНИЙ И АССОЦИАЦИЙ?

ТУРКМЕНИСТАН: ГДЕ СВОБОДА СОБРАНИЙ И АССОЦИАЦИЙ?

«Совершенно неприемлемо, что в регионе ОБСЕ в XXI столетии мы, называя себя международным клубом демократий, продолжаем сажать людей в тюрьму за их активность» - примерно так однажды высказалась г-жа Дуня Миятович, с чем мы вполне солидарны.

Также мы с полным пониманием относимся к тому факту, что офису ОБСЕ в Ашгабаде приходится работать в нелегких условиях. Однако геополитическая обстановка не является оправданием нежелания двигаться вперед и предпринимать серьезные попытки сделать туркменское общество более свободным.

Нельзя утверждать, что на моей родине есть свобода собраний и ассоциаций, если люди из страха преследований не могут себе этого позволить. Мы имеем общество, которое в результате 20-летней политики запугивания и репрессий не может само поднять голову. Ему надо помочь. При этом трудность заключается в том, что официальные власти или вовсе отказываются от помощи активистов и международных организаций или делают вид, что согласны ее принять, но на практике обходятся „потемкинскими деревнями”.

Более четырех лет висят в воздухе обещания президента Туркменистана ослабить жесткий госконтроль над НПО. Эти обещания остались на уровне деклараций. Более того, новая власть, как и старая называет активистов – врагами народа.

С момента прихода Бердымухаммедова к власти ни одна из неправительственных организации не смогла получить официальную регистрацию. На практике, возможности для получения легального статуса, регистрации НПО сведены на нет. Политика отказа в регистрации говорит о страхе властей потерять контроль над каким-либо аспектом общественной жизни.

В результате ограничений на свободу слова и свободу объединений в стране не существует групп защиты прав человека. В стране нет Закона о проведении собраний. Хаотичные же, но из года в год повторяющиеся попытки самоорганизованных граждан (в основном женщин) проводить акции протеста практике незаконного сноса жилья, каждый раз наталкиваются на преследования правоохранительных органов.

Повторные требования властей убрать спутниковые антенны с крыш домов, якобы портящих внешний вид зданий, это очередная попытка еще больше ограничить возможность получения независимой информации.

Другой аспект. Запад пытается помочь развитию НПО, в том числе и туркменским. Но у международных доноров есть правило о выдаче грантов только зарегистрированным НПО. В Туркменистане же все НПО, получившие регистрацию – проправительственные. Другие не существуют. В итоге международная помощь идет на укрепление авторитарного режима.

Мы же предлагаем создать международную экспертную группу, с участием туркменских законодателей, по принятию в соответствии с международными стандартами Закона о собраниях.

Из выступления председателя ТХФ на ежегодном заседании ОБСЕ-БДИПЧ.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.