Шахин Шариф
Сразу по нескольким иностранным телевизионным каналам начались трансляции 30-ти секундных видео – роликов, рекламирующих Туркменистан и заканчивающихся словами «Добро пожаловать в Туркменистан».
Остается неизвестным, какие мотивы (кроме финансовых) заставили международный канал Euronews взять на себя сомнительную роль промоутеров страны со столь неоднозначной репутацией. Претензий к российскому НТВ и казахстанскому Caspionet не возникает, в странах их базирования рекламируют еще и не то, но Euronews, который строит свою редакционную политику исходя из «европейских» ценностей не стоило рекламировать страну, вопросы к которой по правам человека Европейский Союз так и не снял. Но сейчас разговор пойдет не о правах человека, а об обычных и привычных правах и удобствах, за которые путешествующие в Туркменистан платят деньги. Часть первая: въезд
Как всегда, власти поступили столь топорно, что благие намерения могут обернуться против руководящей идеи. Зовя иностранцев в Туркменистан, они (власти) так и не навели порядка в миграционной политике и не создали элементарного порядка и правил для посещения страны, особенно въезда. Мы специально связались с несколькими туристическими агентствами, организующими туры в Туркменистан. Во всех агентствах рассказали примерно одно и то же. Первым делом был задан вопрос насколько необходимо это путешествие в Туркменистан, так как только оформление всех необходимых документов связано с немалыми финансовыми рисками. Представители агентств пояснили, что для начала оформления визы для въезда в Туркменистан необходимо не только заручиться гарантией туристического агентства, но самостоятельно произвести предоплату гостинцы на территории Туркменистана, заплатить все визовые сборы, купить билет на фиксированные даты. Общая сумма предварительных затрат составляет около двух тысяч долларов США ( $2000). И в агентстве предупредили, что в случае отказа в визе, предоплата отеля не возвращается, как и потери при возврате билета и, разумеется, визовый сбор. А на вопрос о проценте отказа в туркменской визе, представители всех агентств назвали близкую цифру – около 90 процентов. И при этом были опрошены те агентства, которые имеют устойчивые связи с соответствующими структурами в Туркменистане и даже представлены в качестве партнеров на одном из официозных сайтов. При этом в агентствах сразу предупредили, что пребывание и перемещение по стране возможно исключительно в соответствии с заранее заявленными туркменской стороной сроками и маршрутами и отклонение от них невозможно.
Совершенно удручающее впечатление производит посещение посольств Туркменистана. При подготовке этого материала были специально опрошены граждане разных стран, разных профессий, которые так или иначе связаны с Туркменистаном или хотели въехать в страну по личным или деловым мотивам. Практически единое впечатление от посещения туркменских посольств в разных странах – хамство и некомпетентность. Посольство в Москве к тому же отличается неистребимым запахом кирзовых сапог, в которых ходит внутренняя охрана, повышенным уровнем хамства сотрудников и манерой грызть семечки на рабочем месте. Манера консула и его подчиненных, принимающих документы для оформления виз, говорить всем без разбора «ты», отходить на неопределенное время, сужая время приема документов до минимума, швырять в лицо документы даже с самой незначительной ошибкой в их оформлении, отмечена многими. Вежливостью, в которой сквозит страх сделать что-то не то, отличается посольство в Лондоне. Сотрудники этого посольства настолько боятся пропустить в страну «не того» человека, что отказывают почти всем подряд, если на то нет иного указания из Туркменистана. Не подходить к телефону в заранее условленное для разговора время является нормой вещей. Посольство в Вене характеризуется, как тоже отмечают многие, чрезмерным вниманием людей в штатском, в которых однозначно можно распознать сотрудников спецслужб. А атмосфера посольства в Париже вообще напоминает осадную, и добиться внятного ответа на элементарные вопросы весьма трудно, сотрудники молчат как партизаны.
Ашхабадский аэропорт, когда-то один из самых респектабельных на территории бывшего СССР ныне превращен в хлев. Первое, что встречает прилетевшего в Ашхабад – это необходимость плутания по лестничным маршам, пешком, в обход от наиболее краткого и близкого пути ко входу в здание аэропорта. Затем начинается следующее испытание - совершенно неструктурированная очередь на паспортный контроль. Утомленные перелетом люди вынуждены стоять в очереди к двум-четырем пограничникам, которые лениво и не спеша, проверяют паспорта, что-то сверяя с записями в компьютерах. При этом не все рабочие места заняты, что увеличивает время стояния в плотной и потной очереди. Обычна манера пограничника, встать с рабочего места и уйти, не объяснив очереди, когда он вернется и вернется ли. Следующее испытание – это поиск собственного багажа. С ленты транспортера сотрудники аэропорта просто сваливают его на пол в большую кучу, в которой люди ищут свой багаж, в буквальном смысле раскапывая из-под чужих чемоданов и баулов. Но настоящее унижение каждый прибывающий испытывает на таможенном контроле. Даже проходя на «зеленый» коридор, ты вынужден вывернуть весь свой багаж, объясняя необходимость присутствия в нем того или иного предмета. И все это на глазах не только трех-четырех сотрудников таможни, полиции и человека в военной форме, но и всей очереди. Одежда, нижнее белье, подарки, ценные вещи, все, что является вашими личными вещами, перетряхивается на глазах десятков человек! При этом таможенники заставляют декларировать предметы, которые во всех странах провозятся и вывозятся совершенно свободно. Речь идет о мобильных телефонах, мобильных компьютерах, фотоаппаратах, устройствах GPS, которые являются личными вещами и аксессуарами почти каждого путешественника и туриста. Но туркменские таможенники смотрят на все это как на новые ворота и усложняют работу себе и отнимают время у пассажиров.
После этого вас ожидает еще одна проверка паспорта, и вы попадаете не в толпу встречающих родственников, а в стаю шакалящих таксистов-частников, которые действуют в аэропорту в составе шайки, поддерживая высокие цены на извоз. Никакой иной службы такси не существует. При этом в здании аэропорта, как впрочем и в остальной стране, невозможно поменять валюту, невозможно найти работающий таксофон, но, если повезет найти такой, невозможно найти специальных жетонов. Обшарпанные туалеты с характерным запахом, отсутствие элементарных средств гигиены в них дополняют все впечатления. А летом и эти впечатления обостряются от неработающей системы кондиционирования и изнуряющей духоты.
На обратном пути, который также лежит через аэропорт, вас поджидают все те же испытания – многократные проверки паспортов, перетряхивание ваших вещей на глазах у публики, жуткие очереди на паспортном контроле, грязные туалеты с поломанной сантехникой. Особенно умиляет бар с чрезмерно скромным ассортиментом. Там можно выпить спиртного, воды или кофе, но не поесть, даже в случае длительной задержки рейса. В аэропорту нет ни одного места для курения, как в других аэропортах. Где-то эти места отводятся на краю бара, где-то в отдельной кабине, но они есть везде, а в ашхабадском аэропорту – только возле туалета, а под пепельницы отведены раковины для мытья рук. И находясь в «стерильной» зоне аэропорта, нельзя позвонить ни за какие деньги! Сотовая связь из-за толстых бетонных стен работает неустойчиво, многие операторы сотовой связи не обслуживаются местными операторами и предупредить кого-то о задержке рейса, да просто позвонить родным, знакомым, компаньонам просто невозможно. А про доступ к интернет в любом его виде говорить просто нет смысла. При всем этом в аэропорту удается найти только одно информационное табло, где указаны время прилета-вылета, а информационные мониторы либо не работают, либо вообще демонтированы.
И снова, как и в посольствах, поражает некомпетентность и хамство. «Стой там», «иди сюда», «пошел отсюда» - типичный набор фраз сотрудников пограничной службы, таможни и еще кучи разных служб, принадлежность и назначение которых непонятно. И ни одного вежливого слова, ни на одном языке, ни одной улыбки и дружественного жеста. Кстати, незнание ни одного иностранного языка – ни английского, ни русского, для сотрудников международного аэропорта просто недопустимо, а для ашхабадского – норма. Автор был свидетелем того, как один из сотрудников сдвигал очередь иностранцев к паспортному контролю размахивая руками и грубо толкая пассажиров и их багаж. На возгласы на разных языках он не реагировал, повторяя одну фразу на туркменском языке, как потом выяснилось, он просто матерился, пока его не осадил один из местных жителей.
И не дай Бог вам попасть в день прилета или отлета президента Туркменистана. За сутки весь аэропорт переводят на осадное положение, здание наполняется сотрудниками спецслужб, которые проверяют документы у всех и каждого, в здание аэропорта пускают только по предъявлению билета. Запрещается подъезд ко входу всем видам транспорта и пассажиры вынуждены сотни метров тащить свой багаж под пристальными взглядами спецслужбистов. И прилетевшие пассажиры отправляются на поиски транспорта вместе с багажом на отдаленную стоянку.
Так что тем, кто посмотрел рекламный ролик про Туркменистан и решил туда поехать, следует приготовиться к тому, что звать-то вас туда позвали, но встречать будут как врагов, шпионов или контрабандистов. В крайнем случае, как подозреваемых в этих преступлениях или как гостя совершенно незваного. И стоит приготовиться ко всем описанным испытаниям и тем, которые будут описаны ниже.
Продолжение следует