В свое время в Туркменистане был уникальный Институт пустынь при Академии наук. После обретения независимости официальный Ашхабад закрыл Академию наук, тем самым парализовав всякую научную деятельность. Ныне в стране, помимо прочих, остро стоят проблемы экологии, окружающей среды, землепользования, деградации почвы, засоления и заболачивания земель, обеспечения питьевой водой.
К примеру, даже в столице страны в Ашгабаде, сотни тысяч людей систематически сталкиваются с перебоями с водой. В летнее же время данная проблема приобретает чрезвычайный характер во многих населенных пунктах. Территория вокруг Ашгабатского международного аэропорта уже несколько лет заболочена и специалисты опасаются затопления. А дашогузская область находится в зоне Аралского района, где экологические проблемы носят острый характер. По прогнозам специалистов строительство водохранилища в песках Каракумы, игнорирование правил агротехники, “фантаномания” в Ашгабаде и областных центрах, недавнее закрытие заповедников и др. приведет к еще большему ухудшению экологической обстановки.
Туркменское руководство, провозглашая приоритетными направлениями государственной политики сохранение природы, улучшение качества окружающей среды и ее охраны, на практике не предпринимает серьезных шагов для решения вышеперечисленных, и вытекающих из них, проблем. Оно делает вид, что пытается решить эти проблемы поставив на поток снятие и назначение на соответствующие должности абсолютно бесправных и, зачастую, некомпетентных чиновников. Как на практике эти чиновники относятся к одной из вышеперечисленных проблем, мы можем видеть на следующем примере.
В распоряжении ТХФ оказалось письмо о состоянии почвоведения в Туркменистане, которое несколько лет назад в форме “Докладной записки” было направлено в вышестоящие инстанции. Группа ученых, озабоченная надвигающейся катастрофой, предложила провести срочные мероприятия по улучшению ситуации.
Ниже мы приводим, с незначительными сокращениями, “Докладную записку”.
“...В Туркменистане, по данным Министерства природопользования и охраны окружающей среды, в сельскохозяйственном производстве, в последней четверти ХХ века, нерациональное использование земель стало причиной быстрой деградации почв. Известно, что потери почв имели место и раньше, однако последнее десятилетие отмечено его ускоренным ростом. Все это происходит на фоне и без того скудных по размерам (площади занятые под сельское производство составляют менее 4% от общего объема) и качеству плодородных земель так как структура пахотных земель по типам почв, состоит из низких по своим плодородным характеристикам песчаных, пустынных и серо-бурых почв.
Так же Минприродопользования со ссылкой на Национальный институт статистики и прогнозирования Туркменистана информирует, что современное состояние почвенного покрова нашей страны, с точки зрения сельскохозяйственного производства, крайне неудовлетворительное и продолжает ухудшаться (См.“Состояние Окружающей среды Туркменистана.” Туркменистан. Ашхабад-1999; “Окружающая среда Туркменистана.” Статистический ежегодник. Туркменстатпрогноз. Туркменистан. Ашхабад-1999).
В свете поднимаемой проблемы, отсутствие комплексного, системного подхода и государственной программы в области почвоведения приводит к тому, что существующая практика освоения целинных земель отрицательно сказывается на их плодородии, мелиоративных свойствах, происходит общая деградация, засоление, подтопление и заболачивание земель. К этому необходимо добавить естественную ветровую и водную эрозию почвы, в результате чего плодородный слой полностью уничтожается. Все это происходит на фоне другой проблемы-обезлесивания, которая является единственной причиной развития процессов опустынивания. Деградация орошаемых почв происходит и в результате, с точки зрения агротехники, неправильного использования сельскохозяйственной техники за вегетационный сезон (масса применяемой сельскозтехники и глубина вспашки не соответствуют структуре почвы). Если формирование зрелых почв требует сотен или тысяч лет, то необратимая деградация или полное уничтожение почвы могут произойти за несколько лет. Разрушить почву легко, создать заново трудно. Все эти факторы приводят к тому, что в ближайшем будущем возникнет вопрос о вообще какой-либо возможности производства сельскохозяйственной продукции в Туркменистане.
В части ответственности за сохранение почвой своих сельскохозяйственных свойств, в настоящее время, на уровне государственного управления отсутствует структура, занимающаяся вопросами почвоведения комплексно, и ответственная за восстановление плодородия почв. В процессе сельскохозяйственного производства на состояние плодородия почвы прямым или косвенным способом оказывают влияние различные министерства и ведомства Туркменистана. Однако, непосредственной ответственности за ее деградацию не несет никто. Например, органы государственного самоуправленвия – хякимлики отвечают только за целенаправленное использование земель, служба землеустройства при Минсельхозе ведет физический учет земель, Минприроды наблюдает за экологическим сосотоянием территорий, сельскохозяйственные ведомства и ассоциации (Минводхоз и Туркменобахызмат) увлечены решением своих производственных задач. Наибольшее воздействие на плодородие почвы, конечно, оказывает арендатор, однако, в имущественной отчужденности он заинтересован только в том, чтобы выжать из почвы все возможное, а затем ее бросить. Научный мир - основная сторона по обнаружению и формализации проблемы, проявляет угрожающее молчание, ввиду отсутствия и соответствующих знаний и понимания проблемы. Такое отношение к самому важному и ограниченному ресурсу нации со стороны государственных служб и органов, ответственных за выявление и решение проблем в этой области, есть выражение производственной безхозяйственности и экономической близорукости, так как не видят проблем в будущем.
...Ускорение темпов деградации почвы - есть повышение вероятности наступления угрозы опасности (нежелательных событий) для общества, событий приводящих к экологической и социально-экономической катастрофе.
Проблема деградации почвы ставит под угрозу выполнение ряда государственных, стратегических программ по достижению продовольственной безопасности, развитию сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей, а также формированию благоприятной экологической обстановки в Туркменистане.
Избежать опасность потери плодородия почвы возможно только в результате комплексного, системного подхода в решении задач при мобилизации необходимых и достаточных интеллектуальных и финансовых ресурсов. Игнорирование проблемы ведет ко второму Аралу.
На основании изложенного, на начальном этапе, предлагается внести проблему на рассмотрение Кабинета Министров Туркменистана, с привлечением всех заинтересованных сторон, и утвердить постановку задачи. Сформировать подкомитет в межведомственной комиссии по реформированию сельскохозяйственного производства, для организации работ по поиску решений. Формализовать проблему Постановлением Президента Туркменистана и присвоить высший государственный приоритет.”
Поскольку туркменский режим упорно стоит на позиции активной пропаганды абсолютной идиллии во всех сферах жизни страны, то разумеется реакции соответствующих органов на “Докладную записку” до сих пор нет. Вернее были, в виде голословных обещаний разобраться, помочь, а затем постепенного отстранения от участия в данной области наиболее активных специалистов.
Документ поступил в ТХФ 17 марта 2005 г.
Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.