После смерти президента Сапармурата Ниязова развитие общественно-политической ситуации в Туркменистане будет зависеть от способности внутренних туркменских региональных элит прийти к компромиссу, считают аналитики NBCA.
21 декабря после кончины Ниязова, в стране власти объявили общенациональный траур и закрыли внешние границы. На совместном заседании Государственного совета безопасности и Кабинета Министров было принято решение, что обязанности президента будет временно исполнять вице-премьер Гурбангулы Бердымухаммедов. (Президент Ниязов был одновременно премьер-министром.)
Согласно Конституции, в таких случаях Председатель Меджлиса Овезгельды Атаев должен исполнять обязанности Президента, но на совместном заседании решено «воздержаться от назначения [Атаева]… в связи с возбуждением Генеральной прокуратурой в отношении него уголовного дела».
По Конституции, выборы главы государства должны состояться в течение двух месяцев. Аналитики NBCA обращают внимание на то, что из-за отсутствия преемника, четко обозначенных внешнеполитических приоритетов, а также слабого гражданского общества, ситуация в Туркменистане остается непредсказуемой и может развиваться по нескольким направлениям.
По мнению политолога Эдуарда Полетаева самым удобным вариантом может стать появление в туркменском истеблишменте лидера или группы, которая попытается взять ситуацию под контроль, и доказать, что сможет обеспечить порядок, однако он не исключает и худшего развития.
«Может начаться разгул анархии, как случился аналогичный после падения режима Хусейна в Ираке, либо как Албании в 90 годах, - считает Полетаев. - Поскольку система туркменбаши была основана на стравливании кланов друг с другом, доверия людей друг к другу нет. Система была такая, что люди в угоду туркменбаши были готовы сдать даже представителей своего окружения».
Аналитик NBCA по Туркменистану Марс Сариев уверен, что «при отсутствии гражданского общества, роль региональных элит будет усиливаться». В частности, Сариев говорит о высокой вероятности конфронтации ахальского клана, к которому принадлежал туркменбаши, с марыйским кланом, большая часть представителей которого имеет сильные экономические позиции.
«Эта борьба спровоцирует сепаратизм других региональных элит, поэтому не исключен югославский вариант развития ситуации»,- сказал Сариев.
Некоторые эксперты предполагают, что решающую роль в развитии событий могут сыграть силовые структуры, при условии создания руководителями военной хунты, которая станет полем для заключения договоренностей с региональными элитами.
Туркменская правозащитница Таджигуль Бегмедова надеется на объединении конструктивной оппозиции, находящейся за рубежом, поскольку «общество не готово к конкретным действиям».
«Оппозиционеры, правозащитники и все люди с активной гражданской позицией должны объединиться, - считает Бегмедова. - Они должны создать условия народу выбрать своего лидера, показать свои программы, на основе которых люди будут выбирать».
Аналитики NBCA также отмечают, что внешние силы не готовы оказать помощь в становлении нового лидера, хотя государства, заинтересованные в туркменских энергоресурсах, не обойдут вниманием нынешнюю ситуацию.
«Туркменистан становится девицей на выданье, прекрасной вдовушкой с которой охотно готовы обвенчаться еще раз многие силы», - заметил Полетаев.
(NBCA предоставляет комментарии и анализ широкого круга политических обозревателей со всего региона.)