Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Пытки и негуманное отношение к арестованным журналистке Мурадовой и активистам.

Пытки и негуманное отношение к арестованным журналистке Мурадовой и активистам.

Заслуживающие доверия источники в Туркменистане сообщают.

Что происходило в МВД. В течении нескольких дней на допросах в здании Министерства внутренних дел подвергались жестокому, антигуманному обращению Аннакурбан Аманклычев, Огулсапар Мурадова, Елена Овезова, Сапармурад Хаджиев, Берды Мурадов, Сона и Марал Мурадовы.

Точно известно, что в отношении Аннакурбана Аманклычева, Огулсапар Мурадовой, Елены Овезовой, Сапардурды Хаджиева, Берды Мурадова были использованы запрещенные медицинские средства психотропного содержания. К дочерям Мурадовой Марал и Сона на допрос приводили невменяемую мать, которую двое полицейских волокли за руки. Допросы велись круглосуточно, арестованным не давали времени на сон и отдых. В это же время родственникам арестованных не давали никакой информации о том, где содержатся вышеназванные лица.

Со слов источника, прошедшего через подобные допросы несколько месяцев назад: в здании МВД его содержали в очень плохих условиях, где воздух спертый, не проветривается. Никаких постельных принадлежностей ему не выдавали. Учитывая жаркую +50˚С погоду, установившуюся в последние дни в Ашгабаде, можно быть уверенными, что арестантам тяжело. Родственники арестованных попытались передать одежду, лекарства, пищу и воду. В этом им было отказано.

Что происходит в МНБ. После 19 июня О.Мурадову, ее детей и гражданских активистов перевели в изолятор министерства национальной безопасности. Родственники арестованных вновь попытались передать одежду, лекарства, пищу и воду. В ответ они услышали: ”Не рекомендуется”.

Предполагается что допросы с пристрастием продолжаются и в изоляторе МНБ. Источник сообщил: ”следователи делают все возможное и невозможное чтобы заставить допрашиваемых подписаться в предъявляемом им обвинении в шпионаже, а также в сборе клеветнической информации о Туркменистане с целью вызвать недовольство среди населения”. Цель этих допросов, выполнить указание С.Ниязова, прозвучавшее на заседании в минувший понедельник:”Пусть арестованные открыто сознаются в содеянном, процитируйте их собственные высказывания о том, что они сделали”.

И поскольку на том же заседании президент приказал “пусть люди осудят предателей”, сейчас готовится еще один сценарий. В государственные учреждения и организации поступило распоряжение подготовить статьи и выступления с мест осуждающие арестованных и якобы “разыскиваемых Интерполом” оппозиционеров.

Другие сообщения о негуманном обращении

Параллельно с данным поступили сообщения, раскрывающие обычную практику проведения допросов работниками МНБ, МВД и прокуратуры.

“Получение записки”. Как сообщалось ранее, к дочерям Мурадовой Марал и Сона (18 июня, находившиеся у здания, где была арестована их мать) вышел сотрудник и потребовал принести компьютер, факс и сотовый телефон Мурадовой. Когда родственники заявили, что не будут ничего приносить без соответствующего официального постановления, он вынес записку, якобы подписанную самой Мурадовой, в которой она просила родственников выполнять все указания спецслужб.

Родственики недавно осужденных по громким коррупционным делам чиновников рассказали, что им также выносили записки от допрашиваемого в которых говорилось о необходимости выполнения всех условий следователей. Впоследствии выяснилось, что данные лица не помнят чтобы они писали какие-либо записки. Осужденные помнят лишь, что им делали внутривенные инъекции неизвестного медицинского препарата, и то как после допросов они возвращались с мокрыми от испражнений брюками.

Эти же люди передали сообщение в ТХФ:” На суде ряд подсудимых вели себя неадекватно. Они истерично смеялись или же плакали, порой их поведение напоминало поведение детей. В случае же если подсудимый начинал оспаривать то или иное обвинение прокурора, охранники толкали подсудимого резиновой дубинкой в бок. Нас возмутил еще один факт. На судебных процессах адвокаты держали себя как обвинительная сторона, их выступления по сути были против своих подзащитных”.

Другая информация косвенным образом подтверждает негуманное обращение с допрашиваемыми и арестованными. Источник из правоохранительных органов сообщил, что перед тем как должен был транслироваться показ заседания правительства, на котором раскаивалась бывшая генеральный прокурор Курбанбиби Атаджанова, здание прокуратуры было оцеплено. Всех сотрудников прокуратуры вывели из здания и провели через металлоискатель. Такой процедуре подверглись и сотрудники телевидения, задействованные в съемках - их обыскали и затем разрешили установить в зале телевизионное оборудование. В это время двое офицеров привели растрепанную, в бессознательном состоянии Атаджанову. Тут же некий майор выпроводил всех, а в зал зашли врач, медицинская сестра и женщина-офицер спецслужб. Когда сотрудникам прокуратуры разрешили вернуться в зал, то они были крайне удивлены увиденным: “К. Атаджанова, причесанная и переодетая в национальную одежду, без посторонней помощи сидела на стуле и выглядела черезчур возбужденной. После того как с обвинительным словом выступил М. Огшуков дали слово ей. Она выговорила несколько предложений, затем побледнела, закачалась и еле устояла на ногах. А когда президент отчитывал Атаджанову она начала оседать. Ниязов приказал усадить ее, пока она совсем не рухнула на пол. Конечно, эти кадры в прямом эфире не показали”.

Со слов источников в правоохранительных органах зятя Атаджановой - Ахмеда выводили с допросов в согнутом, Г-образном состоянии.

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

Каракалпакские активисты призвали к бойкоту выборов.
Каракалпакские активисты призвали к бойкоту выборов.
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.