Эпидемия непонятного заболевания, очень похожего не на грипп, охватила столицу Туркменистана Ашгабат и область. Заболевание не поддается обычному медикаментозному лечению.
С конца сентября в Ашгабате и области работники здравоохранения отмечают катастрофический рост пациентов с характерными симптомами гриппа или ОРЗ – головная боль, заложенный нос, сухой кашель и повышенное слезоотделение.
«Почти одновременно с разницей в два дня заболела вся наша семья, сначала - младшие дети, - рассказывает жительница Ашгабада Наталья Иванова. - Мы пролечились неделю, но никакого облегчения не почувствовали, все симптомы были прежними. Меня насторожило то, что все дети в нашем многоквартирном доме тоже болеют этой болезнью, и что странно - все заболели приблизительно в одно время.
Я снова вызвала врача и стала аккуратно расспрашивать, и врач признался, что это - массовое явление, порекомендовал попить лекарства от аллергии».
Врачи ставят официальный диагноз ОРЗ, но в частной беседе признаются, что это - аллергия, скорее всего, на распространяемые по воздуху токсичные вещества – дефолианты, используемые для ускорения вызревания хлопка и высыхания его на корню.
«В период вызревания и сбора хлопка заболеваемость болезнями верхних дыхательных путей многократно возрастает, - признался на условиях анонимности один работник сферы здравоохранения. - Дефолианты – высокотоксичные вещества, легко распространяющиеся по воздуху».
Все симптомы заболевания действительно позволяют поставить диагноз - грипп. Но традиционное медикаментозное лечение не приносит желаемого результата, что вызывает тревогу у заболевших.
«Для сезонной эпидемии ОРЗ – рановато, - говорит семейный врач одной из поликлиник Ашгабата. - Пик таких эпидемий в нашем регионе приходится на ноябрь – декабрь. Лечение препаратами, предназначенными для снятия симптомов ОРЗ, облегчает состояние больного лишь на короткий период. Можно предположить, что причиной и раздражителем является вдыхаемый воздух».
«Основная масса больных, которые обращаются за помощью, рассказывают, что долгое время безрезультатно лечились от ОРЗ, - говорит ЛОР одной из столичных поликлиник. - В процессе обследования выясняется, что почти у всех причиной заболевания явилась аллергическая реакция организма на внешний раздражитель».
Жительница села близ Ашгабата рассказала, что все село уже четвертую неделю болеет гриппом. «Врач в медпункте сказал, что это грипп, - говорит она. - Но странно, что этот грипп не проходит уже четвертую неделю, и начался он у всех почти одновременно после начала обработки хлопка с воздуха».
Независимый эколог считает, что недуг может быть следствием общей загрязненности воздуха. Вокруг столицы множество промышленных предприятий действуют и строятся без соблюдения природоохранных требований. «Выбросы предприятий не фильтруются, либо имеющиеся фильтры засорены», - утверждает он.
О критическом ухудшении экологической обстановки, по словам эксперта, свидетельствует то, что основная масса населения уже давно страдает от всевозможных видов аллергии, бронхиальной астмы и бронхита.
При Министерстве природопользования и охраны окружающей среды существует государственный орган по надзору за выбросами токсичных веществ. «Но этот орган фактически существует только на бумаге, и в его компетенцию не входит контроль за ввозом и использованием токсинов, ядохимикатов и прочих химических препаратов», - рассказал IWPR сотрудник министерства.
Отсутствие государственного контроля вкупе с завесой тайны, искусственно создаваемой вокруг всяческих «неугодных» заболеваний, лишь усиливают панические настроения среди населения.
В Туркменистане уже давно запрещено ставить реальные диагнозы. Делается это для того, чтобы в отчетах Минздрава, а в дальнейшем - и в статистике, выходящей на мировые информационные агентства, не значились такие заболевания, как туберкулез, гепатит, тиф, рак, СПИД и многие другие. А так как официально этих заболеваний в стране не зафиксировано – значит, и бороться с ними не нужно.
«К сожалению, у нас существует неписаный запрет на постановку целого ряда диагнозов, - признается семейный врач из Ашгабата. – В данном случае мы обязаны ставить диагноз “ОРЗ”».
Активистка гражданского общества рассказывает: «Когда мы обратились в государственные органы и изложили ситуацию, нам предложили предоставить документальные доказательства, то есть диагнозы врачей, подтверждающие, что заболевание наступило вследствие отравления токсинами. А таких диагнозов у нас нет и не может быть. Это - замкнутый круг!».
IWPR.