Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Европейский суд присудил компенсацию дочери туркменского оппозиционера.

Европейский суд присудил компенсацию дочери туркменского оппозиционера.

Болгария выплатит 3 600 евро компенсации Джерен Хаджиевой – дочери туркменского оппозиционера Аннадурды Хаджиева, в 2002 году оставшейся без опеки во время ареста родителей.

2 июля вступило в силу решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который признал факт нарушения прав Джерен Хаджиевой в 13-летнем возрасте. Апелляция правительства Болгарии в деле «Хаджиева против Болгарии» отклонена.

Теперь девушка, чьи права были нарушены, получит компенсацию в размере 3 600 евро. Еще 5 260 евро евро составили судебные издержки, из которых 1 260 евро должны быть возмещены Хельсинкскому комитету Болгарии, выступавшему в ЕСПЧ на стороне Джерен.

Хельсинкский комитет подал иск в Европейский суд в 2008 году.

В иске указано, что Джерен с родителями переехала в болгарскую Варну в 2001 году. Ее отец – Аннадурды Хаджиев, известный туркменский оппозиционер, член движения «Ватан» и экс-заместитель председателя Национального банка Туркменистана, был вынужден покинуть Ашхабад из-за угрозы преследований.

4 декабря 2002 года болгарские полицейские арестовали Аннадурды Хаджиева с супругой по запросу Туркменистана. При этом первоначально они ворвались в съемную квартиру Хаджиевых, когда там была лишь Джерен, они потребовали от девочки позвонить родителям и попросить их вернуться.

Арестовав родителей Джерен, полицейские не объяснили девочке, куда увозят ее отца и мать, не задались вопросом, кто возьмет ее под опеку.

Хаджиевых задержали сначала на 24 часа, а потом продлили этот срок до 72 часов, заменив впоследствии задержание на экстрадиционный арест.

6 декабря начался суд, на котором произошла интересная коллизия: когда у матери Джерен спросили, может ли кто-то позаботиться о ребенке, она отрицательно покачала головой. Женщина не знала, что в Болгарии этот жест трактуется по-другому и выражает согласие.

Все это время девочка находилась одна, покупая на найденные дома копейки билеты, чтобы доехать до школы, и иногда еду. В последний день отсутствия родителей ей нечего было есть. В общей сложности девочка оставалась без родителей 13 дней.

В 2003 году суд в Болгарии отказал Туркменистану в экстрадиции Хаджиев, признав их преследование политическим.

Комментируя случай с дочерью Хаджиева, ее представитель в суде Красимир Кынев – председатель Хельсинкского комитета Болгарии говорит, что в любом судебном производстве суд должен руководствоваться соблюдением прав человека.

«У суда, который рассматривал вопрос экстрадиции, были полномочия принять конкретное решение об обеспечении заботы о несовершеннолетнем ребенке: назначить временного опекуна или отдать ее в детдом. Есть и другой подход: смягчить меру пересечения в деле по экстрадиции и, таким образом, обеспечить заботу о ребенке», – перечисляет Кынев.

По мнению правозащитника, суд должен соблюдать не только обязательства по экстрадиционным нормам, но и принимать во внимание «побочные эффекты» нарушения прав ребенка.

В решении суда сказано, что ситуация, в которую попала Джерен, представляла риск для ее благополучия и что впервые о ней вспомнили лишь через два дня. Впрочем, Европейский суд по правам человека посчитал, что права ребенка нарушались только два дня – с 4 по 6 декабря, хотя оппозиционеров освободили только 17 декабря.

В документе указано, что власти должны были или предоставить родителям возможность позаботиться о ребенке, к примеру, оставив при нем одного из них, либо предоставить помощь одновременно с арестом родителей.

Для дочери оппозиционера две недели без родителей не прошли бесследно: Джерен еще несколько лет отходила от шока. Ее трясло при виде полицейских, а в школе ее постоянно дразнили одноклассники.

Сейчас Джерен Хаджиева учится в Великобритании.

Центр -1

Последние новости

«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.