Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в Туркменистане вызывает тревогу.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в Туркменистане вызывает тревогу.

За последние годы в Туркменистане по многим болезням не берутся на учет эпизоотические и эпидемиологические случаи заболеваний среди населения. Министерство здравоохранения и медицинского оборудования Туркменистана запрещает директорам этрапских санитарно-эпидемиологических служб описывать в отчетах, направляемых в вышестоящие инстанции реальную картину. В туркменских официальных отчетах невозможно найти достоверных сведений о СПИДЕ, наркомании, сыпном тифе и др.

И все же местные врачи пытаются хотя-бы упомянуть о необходимости профилактических работ. Туркменскому Хельсинкскому Фонду по правам человека на основе бесед с некоторыми руководителями и работниками медицинских учреждений и отчетов для служебного пользования удалось проанализировать ситуацию с такими заболеваниями как туберкулез, сыпной тиф, чума, холера, сибирская язва, бруцеллез, бешенство.

Врачи на местах озабочены: в последнее время в этрапах меры по борьбе, например, с туберкулезом санэпидслужбами ведутся на крайне низком уровне, в некоторых местах формально, фтизиатры не могут найти общий язык с руководствами хякимликов и больниц.

В Ахалском велаяте существует 1 больница, 2 отделения и 6 кабинетов по борьбе с туберкулезом. Несмотря на широкое расспространение туберкулеза данные, отражаемые в отчетах не вызывают доверия. Простой арифметический подсчет показывает несоответствие цифр: так, в 2005 году велаятскими врачами из 9 этрапов поставлено на учет почему-то всего 301 больной туберкулезом (из них 33 бациллоносителей, 22 из которых вышедшие в октябре из тюремного заключения). Это при том, что только в одном Геок-Депинском этрапе на учете находится 136 больных туберкулезом, а в Каахкинском 128. Причем Тедженский этрап в силу ряда причин (СИЗО, ИТК) является одним из постоянных источников расспространения туберкулеза. Однако по велаяту общая цифра подается в уменьшенном виде.

При этом не ведутся меры профилактики членов семей и людей имеющих частые контакты с заболевшими людьми. В 2005 году по г.Ашгабаду зарегистрировано 58 умерших из-за туберкулеза, из них 15 бациллоносителей. Согласно официальных данных, в очаге заражения побывало 483 человека, из них 167 детей.

Диагноз “сыпной тиф”, несмотря на крайне высокую вероятность заболевания, в последние годы вовсе не включается в отчетность. А поскольку официальные власти всеми мерами скрывают реальную картину, то местные санэпидслужбы работают “спустя рукава”, зная что никто их не привлечет к ответственности. Предприятия бытового обслуживания населения /бани, прачечные, парикмехерские и др./ не проводят должную обработку, ослаблены меры по предотвращению заболевания, в детских и оздоровительных заведениях не соблюдаются сроки проверок. Во многих этрапах и велаятах за последние годы закрылись бани, а существующие находятся в неудовлетворительном, в некоторых случаях катастрофическом, состоянии. Местные санэпидслужбы ослабили контроль и за педикулезом, за профилактическими работами по его предотвращению на предприятиях бытового обслуживания. Самое большое расспространение педикулез имеет в местах лишения свободы, в детских дошкольных учреждениях, школах. Жители гг. Мары, Туркменабата и Дашогуза рассказали как сами пытаются избежать расспространения педикулеза. Например, директора школ не рекомендуют ученикам вешать верхнюю одежду и головные уборы на общие вешалки. Порой доходит до комичных случаев: в велаятских хякимликах из года в год повторяются случаи передачи вшей через головной убор госчиновников.

Из-за сокрытия информации по U>сибирской язве, в стране наблюдается острая нехватка вакцин от сибирской язвы. Ветеринарные службы не в состоянии провести вакцинацию всех нуждающихся животных, особенно в частных хозяйствах. Врачи встревожены: ”Такая постановка дел ставит людей и животных в затруднительное эпизоотическое и эпидемиологическое состояние и создает опасность распространения сибирской язвы”. Например, по Ахалскому велаяту наиболее опасным, и это отражено в официльных отчетах, является этрап Ак-бугдай. Несмотря на это хяким этрапа, арчины и ветеринарные службы стоят в стороне от мероприятий согласно ветеринарно-санитарным нормам по выявлению мест захоронения животных, умерших вследствие сибирской язвы.

В Ахалском велаяте после ряда вспышек сибирской язвы на учете состоит 73 места захоронения животных, в 2005 году принято на учет еще два захоронения. По свидетельству врачей треть захоронений не соотвутствуют ветеринарно-санитарным условиям.

Продолжается убой скота, продажа мяса населению без разрешения ветслужбы и в различных, неприспособленных для этого, как выразился один из врачей “где попало” местах.

Ежегодно в период с марта по декабрь во всех велаятах обостряется бруцеллез, и как отмечают врачи, в основном у активной части населения - учащихся, рабочих, служащих. В Серахсе, Геок-депе, Теджене, Бахарлы, Болдумсазе, Губадаге, Дашогузе зафиксированы случаи заболевания острым бруцеллезем, причем в Теджене врачам не удалось выявить источник заболевания.

Бруцеллез остается в состоянии эпидемии из-за недостаточной вакцинации и неполного учета поголовья скота. Даже по официальным данным “четверть мясоперерабатывающих предприятий не соответствует санитарным нормам. Домашний скот и продукты переработки частных хозяйств продаются на рынках без проверки и контроля ветслужб. Диспансерный учет больных бруцеллезом животноводов и временно работающих в период окота скота ведется на низком уровне. В животноводческих хозяйствах ветеринарно-санитарные нормы соблюдаются не полностью, что ведет ко все новым и новым очагам заболевания.”

В целом, согласно опроса врачей, профилактические мероприятия по бруцеллезу не согласуются с ветслужбами и госпиталями, полностью утерян контроль со стороны СЭС.

Несмотря на многочисленные сообщения зарубежных СМИ о случаях заболевания холерой и чумой, туркменские врачи в своих отчетах пишут:”В 2005 году заболевание холерой не зафиксировано”. Опытный специалист, врач санитарно-эпидемиологической службы с большим стажем, НН рассказал:”Нам запрещено диагностировать холеру. Вместо этого чаще всего мы пишем “диарея”, а родственникам говорим - осложнение после простуды”.

СЭС одного из велаятов по этому поводу бьет тревогу. Описав в отчете количество палат, спецодежды и санитарных сумок директор констатирует:” Все помещения укомплектованы медоборудованием, инструментами, инвентарем, лекарствами и растворами для оказания первой помощи. Однако, при возникновении холеры или чумы, к сожаленью, мы не сможем остановить их распространение, так как из года в год ситуация ухудшается, а сведения поступающие с этрапов вызывают большие сомнения”.

Относительно чумы в отчетах приводится обтекаемая формулировка:”В 2005 году в населенных пунктах песчаных районов, где обитают грызуны, была возможность эпизоотического возникновения заболевания среди грызунов” (логически продолжая мысль, и среди населения - прим.ТХФ). Нужно отметить, местные врачи пытаются по мере сил проводить профилактические работы: “На основании сложившегося положения...в населенных пунктах были проведены профилактические меры против возникновения чумы. В 2005 году по Ахалскому велаяту из 27.043 были привиты 26.139 человек. В 64 населенных пунктах проведена обработка против грызунов и блох.”

Врачи выражают обеспокоенность из года в год слабеющими мерами по борьбе с еще одним заболеванием - бешенством. Неудовлетворительная работа местных подразделений СЭС, других организаций, пассивность хякимликов не способствуют проведению в полном объеме профилактических мероприятий по борьбе с бешенством и соблюдению положений санитарного кодекса Туркменистана.

В целом, анализ показал: велаятскими медицинскими службами отчеты подаются в предположительном тоне, реальную картину показывать запрещено, диагнозы переписываются. Кроме того медицинские работники еще не определились с точными названиями заболеваний. Низкая квалификация современных врачей, незнание многими из них названий заболеваний на латинском языке и их неверный перевод на туркменский язык вносят большую путаницу в отчетах подаваемых с мест. Например, в Ахалском велаяте чуму называют на туркменском языке “mergi”, холеру “gyrgyn”, в Марыйском же наоборот; а под “orgunli garahassa” одни врачи понимают оспу, другие сыпной тиф.

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.