Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

В Туркменистане идет «борьба с грамотностью».

В Туркменистане идет «борьба с грамотностью».

Этим летом перед 107 тысячами выпускников средних школ Туркменистана встанет, по сути, неразрешимая проблема трудоустройства. У них есть только один путь - идти работать, поскольку теперь в вуз можно поступить только при наличии двухлетнего стажа работы по специальности, но найти работу им вряд ли удастся.

В последние годы Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов, лучше известный как Туркменбаши, или "Отец туркменского народа", провел ряд реформ в сфере образования. По мысли главы государства, они были призваны дать учащимся практические профессиональные навыки, но на поверку оказывается, что спрос на эти навыки отсутствует.

В 2002-2003 учебном году в рамках одного из этапов образовательной реформы было принято положение, по которому непременным условием поступления в туркменский вуз является наличие двухлетнего стажа трудовой деятельности по специальности. Но на деле выпускнику школы найти работу практически невозможно.

В отчаянии выпускники школ решаются даже на подделку записей в трудовых книжках о наличии двухгодичного стажа, но МНБ Туркменистана уже поручено проверять подлинность документов, подаваемых каждым абитуриентом.

Те же, кто все-таки попадает в вуз, обнаруживают, что качество образования снизилось до невозможности. В свое время Туркменбаши в своей бескрайней мудрости рассудил, что в вузовской программе слишком много "бесполезных" предметов, и сократил курс обучения до двух лет, после чего выпускники обязаны пройти двухлетнюю производственную практику.

Профессиональное обучение включено в школьную программу с 1997 года. В перечне предлагаемых старшеклассникам специальностей - 57 направлений профессиональной подготовки. Предлагаются такие специальности, как швея-закройщица, ковровщица, фермер, тракторист, парикмахер и другие. От такого обучения мало пользы тем, кто стремится стать юристами, преподавателями, или врачами.

Окончив школу, выпускники обнаруживают, что никому не нужны - рынок труда и так переполнен невостребованными специалистами с теми же профессиями, но с гораздо большим опытом работы. Росту безработицы способствует и расширяющееся использование бесплатного труда солдат-срочников в качестве строителей, дворников, младшего медперсонала.

"Нам настойчиво предлагают брать на работу выпускников школ, мотивируя это тем, что, мол, их надо как-то трудоустраивать, - говорит сотрудник Ашгабатского завода электротехнических изделий. - Но нам на заводе сегодня не нужна неквалифицированная рабочая сила, а, наоборот, требуются высокопрофессиональные специалисты, люди интеллектуального труда с высшим образованием".

Мать Аслана, окончившего в этом году среднюю школу, уже потеряла надежду найти для сына работу. "Не знаю, как быть. Вряд ли нам удастся устроить его на работу. Кому нужны необразованные подростки, если даже специалисты сейчас не у дел. Можно, конечно, отдать его в армию, у нас теперь по желанию можно служить с 17-ти лет, и надеяться, что пока он будет служить, что-нибудь изменится к лучшему".

Армия безработных пополнилась в начале июня этого года, когда государственным служащим, окончившим зарубежные вузы после 1993 года, было предложено освободить рабочие места. Это отрезало туркменской молодежи доступ к высшему образованию в других государствах бывшего СССР, так как зарубежные дипломы в Туркменистане больше не признаются.

"Ситуация для нынешних выпускников складывается тупиковая, - говорит на условиях анонимности отец выпускника одной из столичных школ. - Пойти учиться в вуз мой сын не имеет права, поскольку у него нет стажа работы, а посылать его учиться в Россию, или, скажем, Казахстан, не имеет смысла, потому что дипломы других стран у нас нынче недействительны".

Молодой человек мечтает стать адвокатом, но отец пока не знает, как ему в этом помочь. Он считает, что подобное ограничение доступа к образованию будет иметь катастрофические социальные последствия для Туркменистана.

"Сложившееся положение абсурдно и социально необдуманно. В конце концов, оно может привести к гуманитарной катастрофе", - говорит он.

Один бывший учитель математики считает, что имеет место сознательное оглупление подрастающего поколения Туркменистана. "Создается впечатление, что все реформы в системе образования за последние два года направлены на снижение качества образования в стране. Это - не что иное, как планомерная кампания по "ликвидации грамотности"".

IWPR 18 июня 2004 г.

Последние новости

Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Проситель убежища из Каракалпакстана Жеткербай Абдраманов выслан из России в Узбекистан
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссия по изучению событий в Каракалпакстане в июле 2022 года
Комментарий правозащитников к информации об отчете Комиссии по изучению событий в Каракалпакстане в...
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Сюрприз-депортация; „вон отсюда, не умрешь“ и другие подробности из депортцентров.
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Каракалпакский активист Жеткербай Абдраманов на свободе!
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции
Хроника Туркменистана: Солтан Ачилова о запрете на выезд из Туркменистана и насильственной изоляции