Программа "Фокус"
В прошедшую пятницу в Вене в стенах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе завершилась международная конференция , посвященная проблемам выборных технологий и процедур. Центральной Азии в эти дни в австрийской столице было уделено повышенное внимание. Тем более, что впервые в работе конференции приняли участие представители туркменской молодежной организации "Айдынлик", настроенной резко оппозиционно по отношению к режиму Сапармурата Туркменбаши.
В двухдневной "дополнительной встрече по человеческому измерению "Вызовы избирательных технологий и процедур" (так официально озаглавлено прошедшее в Вене мероприятие) приняли участие официальные делегации стран-членов ОБСЕ, представители нескольких десятков неправительственных организаций, эксперты со всего мира. И хотя проблемы Центральной Азии на этом более чем представительном форуме поднимались часто, особое оживление вызвало появление среди участников нового, молодежного туркменского оппозиционного движения "Айдынлик". Как говорит в интервью "НВ" координатор программ по странам СНГ Международной лиги по правам человека Питер Залмаев:
ПЗ: Вы знаете, что выборные процессы находятся в центре внимания ОБСЕ. Это следствие того, что произошло в Киргизии, где в результате несправедливых выборов был низложен президент республики и к власти пришли оппозиционные, демократически настроенные силы. Сейчас там готовятся президентские выборы. Похожая ситуация была в Грузии и на Украине. Сейчас все задаются вопросом, кто будет следующим. Чувствуется накал страстей в стенах венского Хофбурга, где проходит конференция. Для Лиги прав человека эта конференция – особенная еще и тем, что мы имеем уникальную возможность приветствовать здесь молодых коллег из Туркмении, студентов. Впервые молодежь из столь закрытой страны имеет возможность участвовать в таком мероприятии. Члены этой молодежной организации находятся как за пределами, так и внутри страны. У них прошли несколько встреч с ключевыми делегациями стран-участниц ОБСЕ, а также с представителями самой организации. Налаживаются контакты. Здесь также присутствуют члены сербской организации "Отпор", которая была в центре борьбы против режима Милошевича и чей опыт сейчас активно перенимается целым рядом молодежных движений по всему постсоветскому пространству. Я думаю, что приездом туркменской молодежной организации может быть положено начало молодежному движению гражданских активистов в Туркмении.
Питер, если вернуться к событиям на самой конференции, какие основные моменты в обсуждениях на пленарных заседаниях вы бы выделили?
ПЗ: Много времени уделено вопросу электронного голосования, то есть самим технологиям и повышению уровня доверия населения к новым технологиям голосования. В частности, казахстанская официальная делегация привезла с собой ряд брошюр, где они пытаются доказать, что в этой республике выборы прошли честно и справедливо. Но, мне кажется, этим республикам предстоит еще долго работать, чтобы население поверило в волю своего правительства проводить честные выборы. К сожалению, этого пока в странах Центральной Азии не наблюдается.
А как бы вы оценили реакцию членов миссий ОБСЕ на выступление представителя "Айдынлика", участию которого в работе конференции ваша организация способствовала?
ПЗ: Реакция крайне позитивная. Я видел на лицах этих людей приятное удивление – ведь действительно в первый раз молодые люди из Туркмении имели возможность таких встреч. Я скажу честно: я сам был поражен их компетентности, желанию и их осведомленности. Встретившись с ними, я сам почувствовал, что надежда есть, если есть такие люди. Живут ли они в стране или за ее пределами.
В списке участников "Айдынлик" отсутствует…
ПЗ: В списке они не значились по договоренности с ОБСЕ, потому что все знают, что несмотря на то, что эти люди могут сами сейчас не жить в Туркмении, их родственники могут быть подвергнуты преследованиям. Тем не менее, ими было сделано серьезное и красноречивое заявление о ситуации в Туркмении на пленарном заседании в пятницу.
Помимо участия в конференции, члены молодежной туркменской организации "Айдынлик" при посредничестве западной неправительственной организации ЕТГ – "Eurasian Transition Group" провели встречи с рядом западных дипломатов, в частности, с главой делегации Еврокомиссии в Вене Мартином Ландграфом. Как в целом оценивает эти встречи их участник, глава германского общества по содействию демократии в Центральной Азии Михаэль Лаубш:
МЛ: Из разговоров с членами миссий стран западной Европы и США ясно: события в Киргизии сыграли большую роль в том, что Запад намного сильнее фокусирует внимание на Центральной Азии, чем раньше. Говорилось о том, что сейчас на первом плане стоит задача с особым вниманием отнестись к ситуации в Киргизии и в Казахстане. В Киргизии потому, что там уже произошли радикальные политические изменения, в Казахстане потому, что в конце этого – в начале следующего года там должны состояться президентские выборы, а также потому, что Казахстан в 2009 году намерен председательствовать в ОБСЕ. То есть сперва на повестке дня стоит намерение оказать длительное и позитивное влияние на положение в Киргизии, и одновременно попытаться инспирировать Казахстан к движению к плюрализму. Увы, такие страны как Туркмения и Узбекистан обсуждаются сейчас меньше. Но наша задача, как западных НПО, приводить аргументы, что, уделяя внимание Киргизии и Казахстану, необходимо помнить о том, что плюрализм и демократия не менее необходимы Туркмении и Узбекистану.
Повлиял ли на это приезд представителей туркменской молодежной организации в Вену?
МЛ: Западная Европа, Еврокомиссия, различные страны Евросоюза отдают себе отчет в том, что политический климат в Туркмении должен быть изменен. Решающим является некое противоречие между намерением твердо критиковать режим Ниязова с политической трибуны и все еще продолжающимися попытками изменить систему на основе диалога с Ниязовым. Эта стратегия, возможно, функционирует в других странах, но в Туркмении добиться успеха таким путем чрезвычайно трудно. Еврокомиссии тоже ясно, что в туркменской ситуации особого внимания заслуживают определенные аспекты. Во-первых, это система образования, во-вторых, ситуация в сфере здравоохранения, в третьих – проблема наркотиков, которые через Туркмению попадают на Запад. С другой стороны, на Западе еще предстоит объяснять и убеждать, что в самой стране трудно или невозможно найти неправительственные организации, которые в этих сферах могли бы действовать и действовать эффективно. Я думаю, это возможно только из-за рубежа, опираясь на группы, находящиеся за пределами Туркмении и имеющие контакты с жителями республики. В этом контексте особенно важен приезд молодых туркмен на конференцию ОБСЕ, где они смогли довести до этой организации свой взгляд на ситуацию и в беседе с представителями Еврокомиссии и миссиями ряда государств - участниц – иного варианта прямого контакта между гражданами Туркмении и странами западной Европы нет.
В Вене один из членов организации "Айдынлик" на условиях анонимности сообщил "НВ":
ВВ: Основной целью нашей организации является отстранение от власти правящего режима и Ниязова законным путем. Вторая цель – содействие при построении демократического общества в Туркмении. Параллельно одной из наших задач является содействие нашей молодежи при получении ее образования. Потому что наша страна – очень молодая. Огромный процент населения – это люди до 30 лет. Им предстоит строить будущую демократическую Туркмению. В самой Туркмении они не имеют возможность получить качественное образование, не могут получить знания в области различных политтехнологий. Рано или поздно мы столкнемся с этим пробелом. Кадры надо готовить уже сейчас. И здесь многое зависит от доброй воли и поддержки западных государств. Существует огромное количество различных образовательных программ, и мы надеемся, что наши ребята смогут принимать участие в них.
Его коллега по "Айдынлику", выступивший на конференции ОБСЕ от имени этой организации, также дал интервью "НВ". Чего, в первую очередь, Вы хотели добиться, выступая в стенах ОБСЕ?
ШШ: В первую очередь, цель нашего выступления – дать понять миру, что появилась такая сила, которая способна сплотить жителей Туркмении и тех туркмен, которые живут за границей, и, в конечном итоге, привести к смене власти в Туркмении. Акцент ставится на то, что появились люди, способные в будущем, надеемся, в ближайшем будущем, создать нормальную государственность, основанную на законах, на правах.
Но для того, чтобы убедить серьезных дипломатов, что вы – новая сила, надо привести аргументы, эту силу подтверждающие?
ШШ: Первый аргумент: большая часть населения Туркмении – это молодежь. И мы – выходцы из того же общества, мы – такая же молодежь. И если мы были способны понять, что существует возможность бороться с нынешним режимом, что все предпосылки для этого существуют, мы просто должны распространить это. И поскольку мы люди не извне, а изнутри, единственный вопрос, который сейчас стоит – это распространить наши установки и стремления на серьезные, многочисленные группы молодежи. Мы покажем молодежи в Туркмении пример своими уверенными и последовательными действиями.
И какова, по вашей оценке, была реакция на Ваше выступление?
ШШ: Многие из тех, с кем мы общались, выразили желание поддерживать нас, сказали, что за нами будущее.
Сложилось ли у вас во время субботней встречи с "Отпором" представление, что их опыт применим в вашей ситуации и их установки на решение проблемы смены политической ситуации политическими методами современного общества вас устраивают? Например, представитель "Отпора" Милош Миленкович говорил, что в свое время в Югославии это движение сделало ставку не на борьбу с Милошевичем, а на активизацию гражданского общества в целом?
ШШ: Такая установка правильная, потому что если сейчас сконцентрировать внимание на том, что все зло идет от Ниязова, свалить всю беду на одного человека, создастся иллюзия, что после его ухода волшебным образом все встанет на свои места. Никто не гарантирует того, что после Ниязова к власти не придет другой такой же человек. Если не привязывать все проблемы к одной личности, а работать над стремлением изменить существующий режим, решить существующие проблемы, побудить людей разобраться в них. Знакомство с опытом сербских молодых революционеров внушило надежду нам. На самом деле, в их и в нашей ситуации есть много общего. Им удалось разрушить страх, неверие в то, что можно что-то изменить. Мы не можем сказать, что весь их опыт применим, мы должны его сперва опробовать – слишком много нового мы для себя узнали.
На встрече "Айдынлика" с представителем "Отпора" присутствовал и один из лидеров оппозиционной республиканской партии Туркмении Нурмухаммед Ханамов. По его словам:
НХ: Встречу представителей молодежной туркменской организации "Айдынлик" с представителем "Отпора" я бы оценил как очень полезную. Конечно, ситуация сейчас в Туркмении и в Югославии, когда создавался "Отпор", очень сильно отличаются. Но ряд моментов даже при сегодняшнем тоталитарном режиме в Туркмении применимы. Но, кроме того, опыт "Отпора" будет очень полезен для молодых туркменистанцев после смены режима Ниязова! У нас привыкли к лидерству даже в молодежных организациях – хотя бы комсомол в советские времена и после этого. Этого лидера надо боготворить. А с этого начинается диктаторство. То, как был организован "Отпор", как они работали в подполье (в отличие от оппозиционных партий у движения "Отпор" не было единого лидера, они управляли фактически коллективно, чередуясь на руководящих постах. И эти кадры таким образом были готовы к любой работе).
В.Волков «Немецкая Волна»