Необходимо немедленно снять все ограничения на обучение за рубежом
Новые выездные ограничения и, похоже, введенный запрет на частное высшее образование за рубежом пополняют и без того уже обширный список грубых нарушений прав и свобод в Туркменистане.
Туркменские власти должны немедленно отменить недавно введенный запрет на выезд для обучения в частных университетах за рубежом, заявила Хьюман Райтс Вотч. Необходимо также упразднить обременительный порядок студенческих поездок, ущемляющий право на свободу передвижения и право на образование.
«Эти произвольные ограничения служат очередной тревожной иллюстрацией того, насколько репрессивным является режим в Туркменистане, — говорит Мария Лисицына, сотрудник Хьюман Райтс Вотч по этой стране. — Возможность свободного выезда за рубеж относится к основным правам человека».
С конца июля через воздушную или сухопутную границу не были пропущены несколько сотен студентов. Эти молодые люди поступили или собирались поступать в вузы в таких странах, как Киргизия, Россия, Турция, США и пр. Как оказалось, у них не были должным образом оформлены документы.
Новый порядок выезда на обучение за рубежом так и не обнародован. По информации нескольких студентов, правительство стало вводить его в конце июля, а в начале августа уже ссылалось на него как на действующий с 1-го числа.
Студенты и другие источники сообщают, что теперь в Министерстве образования требуют для получения выездного разрешения представить целый пакет документов, включающий приглашение от университета, копию его лицензии, подтверждение его государственного статуса, копию контракта на обучение (если человек уже поступил) и паспорт.
На сайте Фергана.ru сообщалось, что когда у студентов в конце июля стали возникать проблемы с выездом, они сотнями стали обращаться за нужными разрешениями в Национальный институт образования и миграционную службу.
После нескольких недель неопределенности выездные разрешения начали выдавать, но только для студентов зарубежных университетов, имеющих «государственную аккредитацию» и, соответственно, якобы отвечающих неким стандартам. У студентов таких вузов в странах СНГ особых проблем не возникает, однако многие говорят, что получали ответ, что их университет в списке «разрешенных» отсутствует.
По данным базирующейся в Вене НПО «Туркменская инициатива по правам человека», 20 августа родителям студентов одного из частных вузов Центральной Азии заместитель министра образования заявил, что Туркменистан «не испытывает потребности в этих профессиях» и что «отныне их детям запрещено покидать территорию Туркменистана с любой целью».
Эта НПО и другие источники утверждают, что за учебу в несанкционированных вузах чиновники угрожают родителям студентов тюрьмой или увольнением.
Туркменистан является участником как Международного пакта о гражданских и политических правах, который гарантирует свободу передвижения и право каждого человека «покидать любую страну, включая свою собственную», так и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующего каждому право на образование, включая доступ к высшему образованию.
«Новые выездные ограничения и, похоже, введенный запрет на частное высшее образование за рубежом пополняют и без того уже обширный список грубых нарушений прав и свобод в Туркменистане, — говорит М. Лисицына. — Запрещение студенческих поездок должно послужить тревожным сигналом для партнеров Туркменистана о том, насколько Ашхабад игнорирует свои международно-правовые обязательства».
В Туркменистане сохраняется один из самых репрессивных и авторитарных режимов в мире. Гурбангулы Бердымухаммедов пришел к власти после смерти в декабре 2006 г. Сапармурата Ниязова, объявившего себя пожизненным президентом. В первые годы своего правления новый лидер предпринял ряд шагов по демонтажу наиболее одиозных проявлений ниязовской социальной политики, однако подлинных реформ в области прав человека так и не последовало. Сотни, если не тысячи, человек по-прежнему находятся за решеткой после неправосудных процессов по предположительно политически мотивированным делам. Сохраняются драконовские ограничения свободы слова, ассоциации, собраний, передвижения и религии.
Привлекаемые огромными запасами природного газа, к сотрудничеству с Туркменистаном активно стремятся США и Евросоюз. В июле ЕС официально одобрил торговое соглашение с Ашхабадом, подписание которого с 2006 г. блокировалось Европарламентом по правозащитным основаниям. В апреле этого года европарламентарии все же дали добро, сославшись на его «потенциал для поддержки процесса реформ в Туркменистане».
«Слишком часто партнеры Туркменистана незаслуженно поощряют Ашхабад за всего лишь объявленные реформы, не утруждаясь проверкой того, как обстоит дело на практике, — говорит М. Лисицына. — Для начала можно было бы хотя бы добиться отмены запрета на студенческие поездки».
Human Rights Watch.