Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Спецслужбы Туркменистана усилили контроль над Интернетом.

Спецслужбы Туркменистана усилили контроль над Интернетом.

Несмотря на свои ранние заверения расширить доступ населения к Интернету, туркменские власти продолжают практику ограничений, блокируя зарубежные и оппозиционные веб-сайты, отмечают наблюдатели NBCA.

В конце апреля из Туркменистана стали поступать сообщения об усиливающихся ограничениях доступа к Интернету, а уже 28 апреля местные пользователи не смогли зайти ни на один центрально-азиатский или зарубежный сайт, популярный среди местных пользователей.

Заблокированными оказались самые популярные сайты, включая Centrasia.ru, порталы Немецкой волны, Радио Свобода, туркменские оппозиционные медиа-ресурсы – Гундогар, Ватан, Туркменская искра, а также Chrono-tm, правозащитный сайт Туркменской Инициативы по правам человека.

«Сейчас мы находимся в информационном вакууме», - говорит обозреватель в Ашгабате.

Придя к власти в 2007 году, президент Гурбангулы Бердымухаммедов пообещал туркменистанцам обеспечить свободный доступ к Интернету.

В стране было открыто около 10 государственных Интернет-кафе. Однако из-за необходимости предъявления паспорта при посещении клубов и высокой стоимости услуг посещаемость Интернет-кафе остается на очень низком уровне.

Единственным утешением для местных пользователей стало то, что с 1 мая час доступа во всемирную паутину снизился в цене с 60 до 30 тысяч манатов (около 2,5 долларов США).

В Туркменистане отсутствует в открытом доступе статистика о количестве Интернет-пользователей. Специалист Туркментелекома, единственного государственного провайдера Интернет-услуг, сообщил, что поток желающих подключиться к всемирной сети «неуклонно растет». Количество заявлений на установку Интернет-подключения в Ашгабате, за последние полтора месяца составило более двух тысяч человек, однако каждое заявление «рассматривается персонально».

14 апреля туркменский президент подверг критике Туркментелеком, за «отсутствие качества связи» и низкую скорость Интернета, затрудняющую доступ к веб-ресурсам. Он также потребовал оснащать все строящиеся здания современными мульмедийными технологиями и открыть доступ к всемирной сети даже в дошкольных учреждениях.

Наблюдатели в Туркменистане сообщают, что после этого качество и доступ к Интернету стали еще хуже.

«В ресурсных центрах общественных организаций посетители жалуются не только на низкую скорость Интернета, но и на то, что исчезают письма (им объясняют, что это на сервере проблемы), и что невозможно открыть даже самые безобидные сайты», - рассказывает один из гражданских активистов.

«Раньше я посещал ресурсный центр, где был доступ в интернет, по 5-10 минут, читал, чем живет молодежь в других странах, но теперь и это стало недоступно, не знаю что делать», - разочарованно говорит ученик 10 класса одной из туркменских школ.

Комментаторы полагают, что власти усилили контроль над Интернетом не случайно.

Обозреватель в северной, Дашогузской области страны связывает ужесточение контроля с разногласиями в действиях президента и спецслужб, которые «явно и откровенно саботируют» требования Бердымухамедова развивать в стране интернет и мобильную связь.

«Несмотря на кажущиеся позитивные перемены, происходящие в Туркменистане, поток критики в адрес, как нового президента, так и его политики, не только не прекращается, но, наоборот, усиливается, а силовикам это не нравится».

С ним согласен и другой комментатор. Он предполагает, что «кто-то из высокопоставленных чиновников выслуживается» перед президентом и пытается закрыть все каналы утечки информации, а заодно и «вычислить корреспондентов», сотрудничающих с зарубежными организациями и СМИ.

Источник в одном из областных управлений Службы национальной безопасности подтвердил, что усиливающиеся ограничения имеют место, все потенциальные пользователи Интернет-ресурсов находятся под пристальным наблюдением спецслужб, а вся поступающая и исходящая информация «тщательно фильтруется».

«Специальные сотрудники СНБ держат под своим контролем всех, кто имеет доступ к Интернету, прочитывают любую информацию с помощью современных IT-программ».

Частный провайдер, предоставляющий нелегальные услуги доступа через спутниковый Интернет, сообщил, что власти «зафильтровали» также доступ и ко всем анонимным прокси-серверам, VPN (виртуальным частным сетям) и затруднили использование спутниковой ассиметричной Интернет-связи, представляющей собой комбинацию модемного и спутникового доступа.

Несмотря на то, что стоимость установки такого комплекса оборудования составляет от 300 до 500 долларов США, этот вид доступа пользовался большой популярностью у состоятельной части туркменистанцев, предпринимателей, бизнесменов и сотрудников международных организаций.

«Теперь многие мои клиенты в панике, есть даже случаи сворачивания бизнеса, требовавшего быстрого Интернета», - сказал провайдер.

В конце марта 2008 года международная неправительственная организация «Репортеры без границ» включила Туркменистан в список 15 государств-врагов Интернета.

http://www.iwpr.net/?apc_state=henbbtm344530&l=ru&s=b&p=btm&o=344529

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.