Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

Верной дорогой идут товарищи.

Верной дорогой идут товарищи.

«Всех взяли?» — спросил президент

«Всех» — ответил министр...

«Хорошо. Ведите расследование открыто, гласно»

Около месяца назад, на встрече с представителями силовых структур Туркменистана, президент Ниязов выслушал доклад министра государственной безопасности о ликвидации подпольной группы, осуществляющей «...преступную деятельность, сопряженную с организацией в Туркменистане подрывной работы и сбором клеветнической информации с целью посеять недовольство среди населения». Более того, было заявлено, что один из подпольщиков прошел «обучение способам секретного сбора информации в целях распространения недовольства среди людей, провоцирования их выступлений против правительства». И, «...после этой выучки его начинают использовать для целей, преследуемых специальными зарубежными спецслужбами и подрывными центрами».

Итак, в который раз, спецслужбы Туркменистана оказались на высоте и пресекли поползновения врагов государства, шпионов и вражеских наймитов. Более того, была разоблачена не только их деятельность, но каналы связи с их хозяевами, которые осуществлялись через представителей зарубежных посольств. Более того, задержанные сознались, что осуществляли сопровождение вражеских шпионов по территории Туркменистана, которые «... собирали сведения явно провокационного характера».

Что ж, туркменские спецслужбы можно было бы поздравить с разгромом шпионского подполья, если б не несколько нюансов, о которых говорил в своей обличающей речи министр и о которых он умолчал.

Итак. Подрывными и шпионскими центрами, где проходил обучение один из задержанных «шпионов» оказались... Польский хельсинкский фонд по правам человека — авторитетнейшая правозащитная организация, которая уже около 15 лет проводит «Международные школы по правам человека», где преподают ведущие специалисты по гуманитарному праву из разных стран. В число таких же «центров» попал и филиал также широко известной правозащитной организации «Мемориал» из Донецка.

Иностранными шпионами, которые собирали «...сведения явно провокационного характера», оказались журналисты иностранных СМИ: сотрудник радио BBC Люси Эш и сотрудники французской телекомпании Galaxie Presse. Все они в разное время приезжали в Туркменистан с профессиональной целью — собрать хоть какой-то материал об одной из самых закрытых стран в мире. А «связными» арестованных «шпионов» оказались сотрудник ОБСЕ и советник по культуре посольства Франции в Туркменистане, роль которых свелась к передаче «шпионам» видеокамеры для проведения съемок.

«Специальными зарубежными спецслужбами и подрывными центрами» оказались... туркменская служба «Радио Свобода» («Азатлык»), финансируемая Государственным департаментом США. Именно на «Свобода» в открытом режиме, по телефону, передавала свои репортажи одна из «шпионок». Это серьезное обвинение, как в адрес правительства США в финансировании «специальных служб и подрывных центров», так и в адрес правительства Болгарии, власти которых официально зарегистрировали правозащитную организацию «Туркменский хельсинкский фонд», которая тоже использовала материалы арестованных «шпионов». Это серьезное обвинение и в адрес ОБСЕ, и правительства Франции, которые в своих посольствах «организовали» каналы связи между «шпионами» и «подрывными центрами».

Самих «шпионов», которые были арестованы, набралось 7 человек. Причем, как водится в Туркменистане, были арестованы и дети одного из фигурантов дела. Но это только явное количество пострадавших. Стало известно, что все, кто встречался с британскими и французскими журналистами, были выявлены в результате допросов арестованных, которые длились (и длятся до сих пор) каждый день по много часов подряд. Причем все признания, сформулированные до этого на допросах, записываются на видеокамеру. Все они попали под круглосуточное наблюдение, всем строжайше запрещены любые контакты с иностранцами и они сразу пополнили списки лиц, выезд которым за пределы Туркменистана запрещен. Как рассказал один из бывших сотрудников Комитета госбезопасности Туркменистана, находящийся ныне в эмиграции, основным инструментом давления на подобных «свидетелей» является угроза применения к ним статей 171 (измена государству) и 172 (шпионаж) Уголовного кодекса, предусматривающие сроки лишения свободы от десяти до двадцати пяти лет. Или присвоение статуса «изменника родины», которое предусматривает пожизненное заключение без права на амнистию. Причем в Положении «Об объявлении изменой родине отдельных неправовых действий, а также о мерах наказания для изменников родины», среди прочих, есть конкретное определение деяний, которое считается изменой: «стремление посеять у людей сомнение в проводимой первым и бессменным Президентом Туркменистана Великим Сапармуратом Туркменбаши внутренней и внешней политики», а так же: «осведомленность о готовящихся неправовых действиях и непринятие мер для их предотвращения, а также неизвещение органов власти о предстоящих действиях».

Так что все контактеры с иностранными журналистами и СМИ, которые стараются объективно писать о событиях в Туркменистане, потенциально попадают под юрисдикцию всех перечисленных статей УК. А люди, пишущие для иностранных СМИ, собирающие информацию, фото и видео материалы, под эти статьи попадают автоматически.

Что же заставило президента Ниязова, а без его ведома подобные выпады в адрес других государств и международных организаций просто немыслимы, пойти на подобное обострение? Тем более в преддверии переговоров с ЕС о заключении торгового соглашения, которые были несколько лет заморожены именно ввиду ужасающего положения с правами человека? Зачем обвинять в шпионаже и подрывной деятельности людей, заведомо к этим деяниям не причастных? Ведь известно, что единственное, к чему могут проявлять интерес иностранные спецслужбы — это истинные, а не декларируемые данные по запасам природного газа, которым располагает Туркменистан. Но эти данные в количестве нескольких экземпляров хранятся в личном сейфе Туркменбаши и никаким шпионам туда не добраться. А все, что могли снять на видео или рассказать по телефону предполагаемые «шпионы» — масштабные сносы жилья в Ашхабаде, пустующие шикарные новостройки, детский труд на хлопковых полях и городских базарах, принудительные «субботники» для всех госслужащих по многократной посадке деревьев, все это и многое другое, давно стало притчей во языцех и ни коим образом не могло повредить репутации и престижу Туркменистана, так как все, кому это интересно, знают, чего стоит эта репутация и как низко находится престиж этого государства.

А «распространение недовольства среди людей, провоцирования их выступлений против правительства» в современном Туркменистане занятие просто невозможное. Уже упоминавшийся бывший сотрудник спецслужб Туркменистана поведал, что уже несколько лет назад в Туркменистане была введена электронная система прослушивания телефонных переговоров, перехвата факсов и сообщений по электронной почте, во всех местах массовых скоплений людей, на базарах, на всех перекрестках, вокруг всех административных знаний установлены видеокамеры, каждый квартал опоясан стационарными постами полиции, а по городам постоянно курсируют подвижные, во всех публичных местах ходят молодые люди вполне определенного вида с папочками в руках, на всех въездах и выездах в Ашхабаде и других городах тотально проверяется транспорт, вся копировальная и множительная техника поставлена на учет и постоянно контролируется.

Так что не шпионов, диверсантов и провокаторов боится Туркменбаши. Он маниакально трепетно относится к собственной персоне и всему тому, что с ней связано. И истерично боится журналистов. Он готов всех их назвать наймитами любых разведок и спецслужб, авторитетные международные организации — центрами подготовки «подрывных элементов и террористов», правительства демократических государств обвинить в потакании подобной деятельности, ну а граждане Туркменистана, заподозренные в «ненужных связях» — соответственно и без сомнения — изменники родины. И эта первая его реакция всегда воплощается в аресты людей и их родственников, в обвинительные приговоры. И для Туркменбаши уже не важно, что из-за этого срываются международные торговые соглашения и грозят экономические санкции, ярость его так велика, что он забывает обо всем этом и о том, что после о нем будут говорить еще хуже. Самое главное — это убедить свой народ и самого себя, что кругом враги и шпионское подполье.

«Всех взяли?» — спросил президент

«Всех» — ответил министр...

«Хорошо. Ведите расследование открыто, гласно»

Единственная гласность при расследовании подобных дел — это демонстрация по местному телевидению записи с покаяниями очередных «шпионов, диверсантов, террористов и подрывных элементов».

Недавно из достоверных источников стало известно, что основных фигурантов этого «дела» готовят к подобному публичному «признанию» и «покаянию», которое будет показано по туркменскому телевидению. И эта «царица доказательств» послужит наглядным примером того, что отечество в который раз находится в опасности.

Комментарий бывшего сотрудника Комитета национальной безопасности:

«Основных фигурантов подобных дел обычно сильно избивают в течении первых дней следствия. Бьют, как правило, пластиковыми бутылками (т.н. баклажками) на две трети наполненными водой. Боль невыносимая, но не остается ни синяков, ни гематом. Почти не кормят и не поят, почти не дают спать. Все время угрожают длительными сроками и спекулируют благополучием близких, здоровьем родителей и детей.

После «покушения» на президента Ниязова в 2002 году, из Турции были завезены специальные психотропные препараты, которые парализуют волю и допрашиваемый готов рассказать все, что знает. В то время (период после «покушения», конец 2002 года) этот препарат применялся ко многим. Знаю, что все показания, которые тогда транслировались по телевидению, записывались после введения подследственному какого-то препарата из группы психотропных. Слышал, что кто-то после этого остался инвалидом...»

Ахмед Киясов (Ашгабат, Москва)

Журнал “Оазис”

Последние новости

С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
С. Нуримбетова продолжит учебу в Турции/Aktiwistiň gyzy Türkmenistandan çykyp bildi.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.
Дочери активистки Хамиды Бабаджановой позволили выехать из Туркменистана на учебу в Стамбул.
Политические преследования в Туркменистане и Каракалпакстане. Side Event, Варшава 04.10.2024.
Политические преследования в Туркменистане и Каракалпакстане. Side Event, Варшава 04.10.2024.
Молчаливый режим: свобода слова в Туркменистане – миф или реальность?
Молчаливый режим: свобода слова в Туркменистане – миф или реальность? ОБСЕ БДИПЧ Варшава.
В клетке у себя на родине: проблемы свободы передвижения туркменистанцев
В клетке у себя на родине: проблемы свободы передвижения туркменистанцев. ОБСЕ БДИПЧ Варшава.