Открывая семинар, Хелена Ранта (представитель финского Хельсинкского комитета, который является организатором мероприятия) говорила об интересе к среднеазиатскому региону и его проблемам, как в финском обществе, так и в Европе в целом. Собственно целью семинара, по ее словам, и являлось прояснение ситуации, получение сведений «из первых рук». Для этого и были приглашены ведущие специалисты по правам человека в среднеазиатских республиках из международных правозащитных организаций, журналисты, политики.
Петр Залмаев, руководитель программ в странах СНГ в International League for Human Rights (ILHR) выступил с докладом, в котором назвал положение с правами человека в Узбекистане и Туркменистане наихудшим среди стран, входящих в ОБСЕ.
Адолат Наджимова, руководитель узбекской службы Радио Свободная Европа / Радио Свобода, проинформировала в первую очередь о ситуации в Узбекистане в связи с предстоящими в декабре парламентскими выборами. Присутствующие получили сведения о политических партиях и о том, какие из них были допущены к выборам, а какие нет. Г-жа Наджимова коснулась также и такой, важной для любого профессионального журналиста темы, как свобода слова, а также трудностях, с которыми сталкиваются корреспонденты Радио Свобода в своей повседневной работе в Узбекистане.
Виталий Пономарев, директор Программы мониторинга прав человека в Центральной Азии Правозащитного Центра «Мемориал», рассказал об общем политическом и социальном положении в Туркменистане, приводя для примера яркие, совершенно сюрреалистические для неискушенного европейца повседневные реалии самой нейтральной из всех среднеазиатских республик.
К сожалению, не смогла участвовать в работе семинара Эрика Дейли, руководитель проекта «Туркменистан», созданного Институтом «Открытое общество» в качестве подразделения проекта «Центральная Евразия».
Однако, ее отсутствие сторицей восполнил доклад о бывших и ныне действующих неправительственных организациях в республике, подготовленный недавно созданной Хельсинкской Инициативой Туркменистана.
В ходе дискуссии, среди прочего, обсуждалась и недавняя поездка в среднеазиатские республики бывшего президента Финляндии Марти Ахтисаари. Был подвергнут критике «осторожный тон высказываний», сделанных спецпредставителем ОБСЕ в Ташкенте и Ашхабаде. Реплика из зала о необходимости исключить Туркменистан из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе за творимые Ниязовым дикости, была развита В.Пономаревым так:
– Даже одно лишь рассмотрение вопроса об исключении Туркменистана из ОБСЕ сыграет позитивную роль. Причем, в первую очередь, для тех бывших советских республик, где также регулярно нарушаются права человека.
В заключении выступил вице-президент Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, депутат финского парламента Киммо Кильюнен. Его доклад, призванный показать заинтересованность и озабоченность ОБСЕ проблемами Средней Азии до крайности изобиловал, как показалось многим, общими местами и дал лишние поводы для продолжения дискуссии.
Впрочем, и для размышлений тоже. Ведь недостаток конкретики в речи вице-президента Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (равно как и отсутствие какого бы то ни было внятного заявления или доклада, сделанного бы г-ном Ахтисаари по возвращении из Средней Азии) говорит о многом. Судя по всему, ОБСЕ (а в ее лице Европа) на данный момент не имеет ни стратегических планов (причем, даже на отдаленную перспективу), ни тем более проработанной тактики по отношению к среднеазиатскому региону. Понимая его важность в глобальных сдвигах ближайших лет, Европа боится оказаться последней в очереди - после России, США, Китая и исламского мира (порядок может быть любым). При этом возникает ощущение, что боится она и оказаться впереди - из опасения обидеть кого-нибудь из обойденных. Потому что мир ожидает скорое и неминуемое размежевание. А новые союзы и союзники будут, в отличие от прежних политических, сугубо экономическими. С кем в итоге она окажется, Европа еще не знает, потому и не хочет никого обижать. Есть и другое "но": реальность такова, что последствия любого стратегически нового шага основных игроков мировой политической сцены практически непредсказуемы. Мир находится на пороге глобальных геополитических изменений, кто бросается в такой ситуации в новый для себя омут? Европейским лидерам недостает для этого бушевской недалекости.
Итак, не секрет, что проблемы прав человека в Средней Азии и деятельность в этом направлении Европы, ее правительственных и неправительственных институтов если не увязывалось, то будет увязываться с экономическими и политическими интересами. Однако европейское сообщество позиционирует себя более последовательным поборником демократии и прав человека, нежели США, уже показавшие миру, что выгода для них важнее абстрактного гуманизма.
Узбекистан и Туркменистан - едва ли не главные экзаменационные вопросы, об которые споткнулась Америка. Теперь интересно, как на эти вопросы ответит Европа. От этого зависит ближайшее будущее народов двух стран.
Игорь Захаров Фергана.Ru 22 ноября 2004 г.