Возбуждено уголовное дело о незаконном пересечении границы.
По сообщениям из Санкт-Петербурга, 26-летний гражданин Туркменистана Ахмет Джумадурдыев, преследуемый на родине по религиозным мотивам, был задержан утром 26 июля 2021 года эстонскими пограничниками в районе Нарвы и передан российским властям. В России он был взят под стражу по обвинению в незаконном пересечении границы, вопрос о мере пресечения будет рассмотрен судом сегодня.
Джумадурдыев в 2013—2017 годах обучался в Ивангородском гуманитарно-техническом институте (Ленинградская обл.). 6 декабря 2017 года он был задержан на пограничном контроле в аэропорту Пулково в связи с тем, что туркменские власти объявили его в международный розыск по делу о неофициальной религиозной группе. Прокуратура не нашла оснований для его выдачи, и спустя год он был освобожден. Однако в убежище ему отказали и вопрос о правовых основаниях его нахождения в России оставался неурегулированным.
Детали происшедшего пока не ясны. Согласно неофициальному источнику, накануне попытки бегства в Эстонию Джумадурдыев приехал в общежитие в Ивангороде, где проживали знакомые ему уроженцы Туркменистана, и примерно в час ночи переплыл реку Нарва, по которой проходит государственная граница. Под утро он был задержан эстонскими пограничниками и в тот же день передан в Россию.
Сообщается, что его знакомые в Ивангороде подвергаются допросам, у них выясняют, были ли им известны планы Джумадурдыева просить убежища в Эстонии, некоторым из них якобы угрожали депортацией в Туркменистан.
Старший брат Джумадурдыева Арслан в 2017 году был приговорен в Туркменистане к 25 годам лишения свободы по сфабрикованному делу о религиозном экстремизме. Вместе с Джумадурдыевым туркменские власти объявили в 2017 году розыск как «экстремистов» еще 11 туркменских студентов, обучавшихся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Двое из них после возвращения домой на каникулы были арестованы и приговорены к 15 годам лишения свободы (подробнее).
Туркменистан уже почти 20 лет остается одной из наиболее репрессивных стран мира. В России, однако, власти отказывают в предоставлении статуса беженца на постоянной основе — даже при наличии убедительных свидетельств преследований просителей убежища по политическим и религиозным мотивам.