На минувшей неделе состоялась первая поездка президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в США. Это была своего рода его премьера, как нового туркменского политика, за океаном.
По результатам встреч Бердымухамедова с зарубежными политиками, представителями бизнеса, студентами, международная общественность будет судить и о нем самом, и о стране в целом. Шагнув на американскую землю и вдохнув воздух демократии, который видимо, вскружил ему голову, президент Бердымухамедов, из-зо всех сил принялся заверять американцев в полнейшей демократичности и своего государства.
Начал президент со встречи с американской молодежью. Он выступил в Колумбийском университете и рассказал аудитории, состоящей, из студентов и преподавателей этого и других университетов, о том, как Туркменистан развивается и проводит демократические реформы. Однако, американские студенты, в отличие от большинства туркменских, способны не только носить тюбетейки и цитировать Рухнаму, а размышлять, полемизировать, сомневаться и задавать каверзные вопросы.
В частности, один из таких вопросов задал студент Колумбийского Университета, Питер Залмаев, поинтересовавшийся судьбой бывших министра иностранных дел Туркменистана Бориса Шихмурадова и представителя Туркменистана в ОБСЕ Батыра Бердыева. Которые были осуждены за «покушение на Туркменбаши» пять лет назад, и о судьбе которых ничего не известно ни родственникам, ни общественности.
Вопрос был поставлен довольно категорично: «Можете ли вы подтвердить, живы они или нет?». И, хотя, вопрос, явно не вписывался в канву витиеватого рассказа господина Бердымухамедова, как он, молодой президент, заботится о своем народе, и как активно, образованно, и демократично туркменское общество, ответить на него президенту все-таки пришлось, как бы невзначай, заканчивая свой монолог, он сказал, обращаясь к залу: «А что касается тех двух людей, о которых вы спрашивали, то я уверен, они живы».
Резюмируя выступление туркменского лидера, можно сделать следующие выводы: политических заключенных в Туркменистане нет, проблем со свободой слова нет, как нет и давления на прессу, все люди пользуются равными и полными правами, гарантированными Конституцией. Конечно, в это трудно поверить, учитывая тот факт, что страна в течение последних 15 лет правления Туркменбаши находилась в полнейшей изоляции, и имела один их самых тоталитарных режимов в мире. И имела ли? Подобные политические системы не трансформируются в одночасье, да еще и в безусловную демократию. Поверить трудно, но находятся чудаки, которые верят, что пресса в нашей стране действительно свободна и независима!
Браво, господин президент! Только вот хочется задать такой вопрос, будет ли «независимая» туркменская пресса, освещая визит главы государства в США, писать в своих репортажах о вопросах, которые задавали американские студенты относительно политических заключенных, Б.Шихмурадове и Б. Бердыеве? Напишет ли газета «Нейтральный Туркменистан» о том, что госсекретарь США Кондолиза Райс, призвала Бердымухамедова провести тщательное расследование убийства в туркменской тюрьме журналистки радио «Свобода» Огульсапар Мурадовой? Ведь об этом пишет сегодня вся мировая пресса! Для каждого человека, кто живет в Туркменистане, ответ на этот вопрос очевиден – не будет. Для тех, кто сомневается, приведем пример того, как освещают визит Бердымухамедова в Америку внутри Туркменистана. Вот выдержка из сообщения единственного информационного агентства, существующего в стране: Сообщение Государственного информационного агентства Туркменистана (TDH) от 26.09.2007
«Сегодня - знаменательный день в новейшей истории Туркменистана. В летопись независимости он войдет одним из знаковых событий, олицетворяющих собой уверенную поступь страны на мировой арене. Именно сегодня с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций прозвучало выступление Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Выступление Президента Туркменистана было выслушано участниками форума с огромным вниманием и встречено аплодисментами. Эти минуты высочайшей ответственности перед мировым сообществом подтвердили огромный авторитет Туркменистана и его лидера. Для туркменского народа, всей его истории это стало моментом истины, утверждением правоты и дальновидности политики мира и гуманизма, которую неуклонно проводит в жизнь всенародно избранный Президент Гурбангулы Бердымухамедов».
Вот и все, что дозволенно знать туркменским гражданам. Подобный позитив перепечатывают сейчас на все лады все туркменские газеты. Следует отметить, что все СМИ в стране являются государственными, и какие из них Бердымухаммедов считает независимыми, американская аудитория понять не смогла. Так что в Туркменистане действительно нет проблем с независимой прессой, потому что здесь ее нет. Возвращаясь же к выступлению в Колумбийском университете, поражаешься «искреннему» удивлению президента, которое он демонстрировал, когда ему задавали «неудобные» вопросы о проблемах связанных с правами человека. Складывалось впечатление, что перед аудиторией не профессиональный врач, а талантливый актер.
А реплику, об этих известных в Туркменистане и за его пределами личностях «а эти люди…», господин президент, - в данном случае можно однозначно охарактеризовать: «Хорошая мина, при плохой игре!» Вы уж простите, что я с вами запанибрата…но…Может вы жили в другом измерении все эти годы, если вам не известно о репрессивном аппарате в Туркменистане, и о сотнях политических заключенных, до сих пор находящихся в туркменских тюрьмах. И последнее. Хорошая штука, Конституция Туркменистана, и законы в ней хорошие, в любой момент можно сослаться на статью №… Только вот одно плохо, не работает основной Закон на территории Туркменистана, и все права, гарантированные этой маленькой зеленой книжицей остаются, к сожалению, только на бумаге. И не находят ни малейшего отражения, в реальной жизни туркменских граждан.
Взамен, вполне реально другое. Пятница, приемный день в приемной Министерства Национальной Безопасности Туркменистана, преемника советского КГБ. С раннего утра люди вереницей стекаются сюда, к заветному окошку, чтобы отдать заявление на имя министра данного ведомства, с просьбой… о выезде из Туркменистана! С просьбой о праве на свободу передвижения, гарантированном им Конституцией, и не понятно по какому праву и кем отобранное? И этих людей много, некоторые не попадают в первого визита и приходят еще и еще, и ответа ждут месяцами, и большинство получает отказ… Это ли не абсурд?!» «Смельчаки», которые понимают, что их не выпустят из страны, но покупают билет на самолет, и идут на свой рейс, снимаются с самолета на пограничном контроле. «Черные списки» невыездных граждан Туркменистана, существуют по сей день, их никто не отменял. Или это тоже «неизвестно» Вам, господин президент? А как быть с полным отсутствием школ и других учебных заведений для представителей национальных меньшинств? Или так и будем гордиться единственной (!) в стране русской школой им. А.С.Пушкина?
И доступ в Интернет, не должен ограничиваться несколькими Интернет-кафе, где данные каждого посетителя регистрируются. И где можно попасть только на такие сайты как turkmenistan.ru и anekdotov.net, блокировкой при этом всех оппозиционных сайтов. И скоростью 24 Kb в минуту. Как гласит восточная пословица: «В одной руке два арбуза не удержишь!» Или Туркменистан, наконец, признает катастрофическое положение во всех сферах жизни страны и начинает поступательное движение в сторону демократии, либо «Туркменбаши был основателем нашего государства, мы продолжим его линию, это наше наследие» (из выступления Бердымухамедова в Колумбийском университете), и продолжаем зубрить Рухнаму. Другого не дано. И в демократических странах, в том числе и в США, об этом прекрасно знают.
Айша Бердыева.