Избрание Туркменистана вице-председателем Генеральной Ассамблеи ООН - техническая процедура, считают обозреватели NBCA, и не является индикатором существенного улучшения социально-политической обстановки в стране.
25 июля Туркменистан был избран вице-председателем Генеральной Ассамблеи ООН.
Это, по словам заместителя директора отдела региона Азии и Тихого океана Департамента по политическим вопросам Секретариата ООН Владимира Горяева, является «свидетельством международного признания прогрессивного, эффективного политического курса Туркменистана на новом этапе развития государства», сообщает пресс-служба туркменского президента.
В Генассамблее ООН ежегодно избирается 21 заместитель председателя, которые представляют пять континентов планеты для руководства и организации проведения сессий.
Вице-председатели меняются каждый год, чтобы обеспечить всем государствам равные возможности для участия в руководящих органах Генассамблеи.
Обозреватели говорят, что избрание Туркменистана на пост вице-председателя является технической процедурой и не указывает на серьезный прогресс в области защиты прав человека и улучшении политической системы.
«Это назначение Туркменистана – чисто техническая процедура, без политических оценок ситуации внутри страны и роли [Туркменистана] на международной арене», - поясняет ашгабатский обозреватель NBCA.
Однако обозреватель не сомневается, что данное назначение государственной пропагандой внутри страны будет преподноситься в качестве международного поощрения политического курса Туркменистана.
Лидер Туркменистана Гурбанкулы Бердымухаммедов, сменивший на посту президента Сапармурата Ниязова, скончавшегося в декабре прошлого года, провозгласил курс на реформы и предпринял ряд шагов для смягчения политики своего предшественника.
Однако население страны по-прежнему остается под жестким контролем, в тюрьмах продолжают отбывать наказания тысячи политических заключенных.
Председатель Туркменского Хельсинского фонда по правам человека Таджигуль Бегмедова также говорит о технической ротации вице-председателей Генассамблеи ООН, обращая при этом внимание на то, что заявления представителей ООН о прогрессивности и эффективности политического курса Туркменистана кардинально отличаются от оценок, данных накануне Всемирным Банком.
Эксперты Всемирного Банка поставили низший балл за качество госуправления, уровню коррупции и состоянию с правами и свободами в Туркменистане.
«Противоречивые оценки международных институтов отрицательны для туркменского народа, - считает Бегмедова. - Когда нет принципиальности в оценках того или иного курса, а есть двойные стандарты, тяжелее тем, кто пытается показать реальную картину».
Тем не менее, аналитик NBCA из западного Балканского велаята (области) говорит, что ситуация в стране меняется, и поэтому уверенность ООН относительно прогрессивного политического курса имеет определенные основания.
«Для стран и структур, заинтересованных в углеводородных ресурсах, эта страна была, есть и будет, как страна, следующая эффективным курсом», - подчеркивает эксперт.
С ним согласен один из наблюдателей NBCA в Ашгабате, отмечающий, что сейчас в Туркменистане наблюдается процесс некоторой либерализации, но при этом система остается сложной для радикального реформирования. По этой причине оценки международных институтов разнятся.
«Как это ни парадоксально, правы и те, и другие. Режим в стране продолжает оставаться авторитарным, но при этом происходит множество положительных изменений», - говорит наблюдатель.
NBCA предоставляет мнения широкого круга обозревателей со всего региона.