По СНГ бродит призрак. Имя ему – демократия. У власть предержащих в Белоруссии, Молдавии и Средней Азии он вызывает страх, что граждане по примеру Грузии и Украины попытаются взять судьбу в свои руки и потребовать свободных и честных выборов.
Министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили после победы Виктора Ющенко испытывал одновременно гордость и облегчение, что Грузия перестала быть единственным плацдармом демократии на постсоветском пространстве. Кроме того, события на Украине заставят Россию задуматься о собственном будущем и о том, хочет ли она быть империей или нормальным государством, сказал он.
Москва с самого начала сделала ставку на Януковича, который обещал оставить в отношениях с Россией все по-старому, и пустила в ход все рычаги, чтобы тот одержал победу.
Президент Грузии Михаил Саакашвили, пришедший к власти в результате "революции роз", выразил уверенность, что пример его страны и Украины найдет подражателей.
Дефицит демократии во многих государствах СНГ
По воле случая парламентские выборы в Узбекистане проходили одновременно с повторным вторым туром президентских выборов на Украине. Оценки наблюдателей из ОБСЕ не могли оказаться более разнородными. В то время как выборы на Украине проходили свободно и честно, в Узбекистане все было как раз наоборот.
До этого критике подверглись выборы в Казахстане, где правит Нурсултан Назарбаев, потому что они тоже проходили нечестно и несвободно. На "выборах" в Туркменистане, которые состоялись за неделю до узбекских, международные наблюдатели лишились дара речи от того, как нагло режим надел демократическую маску, хотя до выборов было допущена одна партия.
Борьба с имитацией демократии
Московский политолог Лилия Шевцова как нельзя лучше назвала это "имитацией демократии".
Это относится к "кучмовской системе", которую сейчас хоронят на Украине, к "управляемой демократии" Путина, к диктаторскому стилю правления Лукашенко и к "предводителю всех туркмен", Сапармурату Ниязову. И общим для всех этих систем является то, что суверен, т.е. избиратели, ничего или почти ничего не значат.
В Киргизии предстоят выборы
В феврале выбирают парламент в еще одной среднеазиатской стране, Киргизии, а на осень там назначены президентские выборы. Президент Аскар Акаев уже позаботился о них заранее. Он обвинил своих противников и оппозицию в том, что они при помощи иностранных спонсоров применяют "грязные приемы", чтобы провести в Киргизии грузинский или украинский сценарий.
Но этого, оказывается, допустить нельзя, и поэтому он поручил правительству разработать и передать в парламент новые законы, которыми, по словам оппозиции, может гордиться любое полицейское государство в мире. Президент предостерег ОБСЕ от "вмешательства в избирательный процесс". Одновременно Акаев дал понять, что его дочь Бермет Акаева имеет политические амбиции. По конституции сам он не может еще раз бороться за пост президента и, быть может, подумывает о преемнике из круга семьи, пример чего уже есть в Азербайджане. Там на смену Гейдару Алиеву пришел его сын Ильхам.
Евразийское движение за демократию
Борцы за гражданское общество в Средней Азии хотя пока и слабы, но примеры Грузии и Украины явно придали им силу. Оппозиционные организации несколько недель назад на конференции в Лондоне по вопросам демократии в Евразии намерились создать союз демократических сил республик бывшего Советского Союза. Скоро должен пройти учредительный съезд, примерно в то же время, когда будут проходить выборы в Киргизии и Таджикистане.
Диффамация деятельности ОБСЕ
Ряд высказываний, поступающих из среднеазиатского региона и из России, не говоря уже о силовых мерах президента Лукашенко, направленных на то, чтобы исключить вероятность непредвиденного развития событий после того, что произошло на Украине, показывает, что "угрозы", исходящие из Тбилиси и Киева, воспринимаются всерьез.
Показательно при этом, что прежде всего Россия воспринимает дискуссию о демократии с точки зрения категорий геополитической конкуренции с Западом и порой даже как заговор Запада против России, положение которой в СНГ хотят подорвать. При этом деятельность ОБСЕ (раньше СБСЕ Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе), как и в конце 70-х годов, подвергается диффамации.
Тогда требование соблюдения прав человека и гражданских прав, к чему себя обязал СССР, подписав учредительные документы СБСЕ, было расценены как вмешательство во внутренние дела. "Охотники за диссидентами" в "братских социалистических государствах" присоединились к такой оценке. Теперь нечто похожее снова можно услышать – из Узбекистана и из Москвы.
Совместная борьба с революциями
Один из "ястребов" среди российских политологов, Глеб Павловский, заявил, что против нового оружия, которое подрывает политическую систему России и российские интересы, поможет лишь то, что Россия и ее союзники вместе обзаведутся идеологией для защиты от революций а-ля Грузия и Украина. Эта идеология, по его словам, должна отражать контрреволюционную сущность российской государственной власти и российского общества. Пару недель назад Павловский уже выразился по этому поводу более конкретно: оранжевой революции надо было вовремя "дать в морду". "Туркменбаши" и другие "демократические" властители в СНГ, наверное, всегда придерживались такого мнения. Короче, привет от Жириновского.
Михаэль Людвиг, Frankfurter Allgemeine Перевод ИноПресса.Ru 6 января 2005 г.