Граждане России, в том числе, и проживающие в странах Центральной Азии, проголосовали – или не проголосовали за того или иного кандидата в президенты России. В том числе, и в Туркмении. Где, по информации, переданной российским информационным агентством РИАН, около 63 тысяч жителей этой страны имели возможность принять участие в выборах российского президента. Агентство ссылается на чрезвычайного и полномочного посла России в Туркмении Андрея Молочкова, который особо отметил поддержку руководства Туркмении, и лично С.Ниязова, в подготовке выборов.
(Кстати, можно напомнить, что не прошло и года, когда глава туркменского государства заявлял, что в республике зарегистрированы всего 45 граждан России – речь тогда шла об отмене действия двойного российско-туркменского гражданства и массовых нарушениях прав российских граждан официальным Ашхабадом. В том числе – о лишении их собственности).
Однако как следует из сообщения РИАН, в Туркмении все-таки больше граждан России, чем 45 человек. Один из них, бывший заместитель председателя Центробанка Туркменистана Аннадурды Хaджиев, проживающий за пределами Туркменистана, и сегодня борется за восстановление своих прав, поскольку, по его утверждению, у него и его матери без судебного разбирательства и с веденья президента Туркменистана был отобран частный дом в Ашхабаде. «НВ» рассказывала, в частности, об этом случае. В сегодняшней программе – заявление А.Хаджиева, касающееся восстановления его имущественных прав.
- Вот уже почти год я, обладатель двойного российско-туркменского гражданства, безуспешно пытаюсь отстоять свои человеческие права, в том числе – право на собственность, которой моя семья была совершенно незаконно лишена в Ашхабаде. Мои многочисленные заявления на имя Туркменбаши о восстановлении справедливости ни к чему не приводят. Странной выглядит и позиция Российского посольства в Туркменистане. В прошлом году посол России в Туркменистане господин Молочков сделал реверанс в сторону диктатора Туркменбаши заявив, что в Туркмении нет преследований людей, имеющих двойное гражданство и что их права не нарушаются. Возможно, поэтому на неоднакратные мои, и моих родственников, обращения защитить наши права мы слышим одни отговорки. Вначале было очень трудно добиться чтобы нас хотя-бы выслушали. Затем стали отвечать по телефону, мол, посол направил ноту в МИД Туркменистана, а так же, словно в насмешку, в Институт демократии и прав человека. Некоторые работники посольства, по понятным причинам я не могу назвать их имена, конкретно отвечают, что туркменская сторона не отвечает на запросы посольства. Я просил работников посольства дать наконец мне писменный ответ, что факт нарушения прав гражданина России в Туркменистане имеется, и что на многочисленные запросы посольства туркменская сторона не отвечает. Никакого конкретного официально оформленного ответа мне получить не удается, заметьте второй год длятся мои мытарства. Создается впечатление, что посольство России ”спускает на тормозах вопрос о защите права конкретного гражданина России”.
В прочем, в пятницу у меня состоялся необычный разговорв с секретарем посольства России в Туркменистане А.Броварцом.
У меня спросили, ”Добиваясь восстановления своих прав не боюсь ли я за родственников, находяшихся в Туркменистане?” Я ответил:” Нет не боюсь, я и мои родственники не выдвигаем никаких политических требований и лозунгов, а требуем восстановить наши человеческие права”.
Затем работник посольства предложил мне приехать в Ашхабад для того, чтобы решить данный вопрос на месте. Официально заявляю, что если господин Молочков пришлет мне официальное приглашение посетить посольство России в Туркменистане, я обязательно приеду, слово мужчины.
Уважаемый господин Путин!
Я призываю Вас применить все имеющиеся возможности для защиты прав людей, имеющих двойное российско-туркменское гражданство и не оставаться в стороне от проблемы защиты прав человека в Туркменистане.
По информации международной правозащитной организации Туркменский хельсинский фонд, помимо имущественных прав граждан Туркменистана, в том числе, имеющих и двойное российско-туркменское гражданство, в республике на уровне государственной политики нарушаются также и иные фундаментальные права – в частности, право на свободное передвижение. Речь идет о фактическом действии в республике ограничительного режимы на выезд из страны, когда на таможенных и пограничных постах выезжающих не выпускают в зависимости от наличия их имен в так называемых черных списках, составляемых спецслужбами Туркменистана. По информации источников из республики, эти списки содержат несколько десятков тысяч человек.
В целом, Туркменский хельсинский фонд в своем обращении к Генеральному секретарю ООН просит « использовать все имеющиеся рычаги политического и экономического давления с целью заставить Туркменистан выполнять международные обязательства» и предлагает на 60-й сессии Комиссии ООН по правам человека, открывшейся в понедельник в Женеве, рассмотреть вопрос о создании Специальной Комиссии по контролю за выполнением С.Ниязовым резолюций ООН по Туркменистану, принятых в марте и апреле 2003 года.
Виталий Волков Немецкая Волна 15 марта 2004 г.