Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

У Бердымухамедова есть шанс послать ощутимый сигнал готовности к реформированию.

У Бердымухамедова есть шанс послать ощутимый сигнал готовности к реформированию.

Пришло время международному сообществу потребовать дополнительных шагов от страны, правительство которой движется по пути создания второй Северной Кореи.

Избирательная кампания этого года напомнила американцам о том, какой раскол вносит предвыборная кампания в жизнь общества и отдельных его групп, и как все это может быть утомительно. Так не предпочли бы вы жить в государстве, где президента все настолько обожают, что он избирается 97 процентами голосов? А что вы скажете насчет государства, в котором ежегодно отмечают Неделю здоровья и счастья в целях пропаганды здорового образа жизни и хорошего настроения? Именно такое государство предпочитает население Туркменистана, правительство которого торжественно заявляет, что все вышеперечисленное — «факты» жизни в республике.

Правда, Туркменистан был и остается одним из самых закрытых и репрессивных режимов в мире. И это несмотря на то, что предпринимаемые властями шаги призваны продемонстрировать взятый страной курс на демократическую либерализацию и гармонизацию жизни в Туркменистане — такие шаги, как создание двух новых политических партий и официальное проведение Недели здоровья и счастья, предписывающей людям быть счастливыми и крепкими духом.

Тем временем многие журналисты Туркменистана отметили Всемирный день свободы печати 3 мая, находясь в заключении. В недавнем Индексе свободы прессы 2011-2012 гг. организации «Репортеры без границ» Туркменистан удостоился 177 места из 179 возможных. По причине полного отсутствия свободной прессы в стране Комитет защиты журналистов поместил Туркменистан на второе место в своем списке десятка стран с самой жесточайшей цензурой. При президенте Бердымухамедове и его предшественнике, «пожизненном» президенте Ниязове, в Туркменистане давно и прочно установилась неприглядная практика притеснений, ущемления прав человека и свободы слова.

Одним из подобных случаев является внушающая тревогу история, произошедшая с независимыми журналистами Аннакурбаном Аманклычевым и Сапардурды Хаджиевым — почти что забытая, как и замысливали власти. В июне 2006 года сотрудники министерства национальной безопасности арестовали данных двух журналистов, работавших над фильмом французских документалистов о системе здравоохранения в республике. Однажды вечером эти люди просто не вернулись домой. Тогдашний президент Туркменистана Сапармурат Ниязов и его министр национальной безопасности публично обвинили журналистов в «сговоре с иностранцами с целью дестабилизации государства».

Журналисты провели в заключении почти месяц, прежде чем им были предъявлены официальные обвинения. В камере размером два на два метра заточили одиннадцать человек, страдавших от невыносимой жажды при почти пятидесятиградусной жаре. В августе 2006 года Аннакурбан Аманклычев и Сапардурды Хаджиев предстали перед судом и в ходе короткого разбирательства за закрытыми дверями были осуждены за «незаконное хранение оружия». Подсудимым не позволили вызвать своих свидетелей, члены семьи и другие представители общественности в зал суда допущены не были. Международное сообщество массово осудило как предъявленные обвинения, так и сам процесс, и обвинило власти в попытке покарать Аннакурбана Аманклычева и Сапардурды Хаджиева и заставить их замолчать. 2 ноября 2010 года Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям обнародовала свое заключение, гласящее, что арест журналистов и заключение их в тюрьму является произволом и нарушением международного права, призвав правительство Туркменистана освободить данных двух правозащитников из-под стражи. Однако Туркменистан так и не дрогнул, а протесты пошли на убыль.

Аннакурбан Аманклычев и Сапардурды Хаджиев отбывают в настоящее время определенный им судом семилетний срок лишения свободы и исправительных работ. По свидетельству ограниченного числа очевидцев, здоровье журналистов, подвергшихся пыткам и принудительному приему психотропных препаратов и содержащихся в ужасных условиях, серьезно пошатнулось. Арестованная и осужденная вместе с ними сестра Сапардурды Хаджиева, Огульсапар Мурадова (также журналистка), в сентябре 2006 года скончалась в заключении; на ее теле присутствовали следы пыток.

Как заявил один из представителей власти в связи с учреждением в Туркменистане новых политических партий, «создание многопартийной системы в Туркменистане отвечает нашей цели по демократизации общества и проведению серьезных социальных реформ». Если Туркменистан действительно намерен выполнить это обещание, руководство страны должно освободить Аннакурбана Аманклычева и Сапардурды Хаджиева, послав международному сообществу сигнал, что Туркменистан не только говорит о достоинствах реформ, но и предпринимает конкретные шаги в данном направлении.

Пришло время международному сообществу потребовать дополнительных шагов от страны, правительство которой движется по пути создания второй Северной Кореи. Аннакурбан Аманклычев и Сапардурды Хаджиев ничем не отличаются от нас. Они просто реализовывали свои основные права на свободу слова и были арестованы. Правительство Туркменистана должно знать, что общество наблюдает за ним, несмотря на все его потуги отвлечь внимание населения туристическими курортами с их фигурными фонтанами.

В Туркменистане принято даровать амнистию заключенным в честь национальных праздников. По случаю отмечаемого 18-19 мая Дня возрождения, единства и поэзии Махтумкули в стране было отпущено на свободу свыше тысячи заключенных. Нельзя было не заметить отсутствия среди этих людей узников совести Аннакурбана Аманклычева и Сапардурды Хаджиева. В свете этой упущенной возможности президенту Бердымухамедову следует воспользоваться моментом и послать позитивный сигнал гражданам Туркменистана и международному сообществу, как можно скорее освободив Аннакурбана Аманклычева и Сапардурды Хаджиева.

От редактора: Маран Тернер является исполнительным директором международной организации Freedom Now, которая работает над освобождением узников совести и представляет интересы Аннакурбана Аманклычева и Сапардурды Хаджиева. Крейг Льюис является партнером в компании Hogan Lovells и оказывает содействие организации Freedom Now в качестве юрисконсульта на благотворительной основе.

Маран Тернер, Крейг Льюис Источник :: EurasiaNet

Последние новости

«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
«Хроника Туркменистана»:“Ачилова: остался ли хоть один аксакал, способный выйти вперед?“
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ  от туркменского Омбудсмена.
Через 1,5 года после инцидента со смертельным концом семья молодой девушки получила ответ от...
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакские беженцы благополучно прибыли в США.
Каракалпакской беженцы получили убежище в США.
Каракалпакские беженцы получили убежище в США.