Изменения, внесенные в туркменскую Конституцию, наделили большими полномочиями Совет безопасности – политически влиятельную группу, в которую входят генпрокурор, высшие офицеры, и руководители силовых ведомств, включая службу охраны президента.
Одна из четырех конституционных поправок, утвержденных в конце декабря, позволяет этому Совету созывать главный законодательный орган страны - Халк маслахаты, в случае если президент или председатель Халк маслахаты не могут исполнять свои обязанности. Это дает возможность Совбезу влиять на законодательство через Халк маслахаты, механически утверждающий все законодательные инициативы исполнительной власти.
В результате других изменений был снижен возрастной ценз кандидатов с пятидесяти до сорока лет и устранена юридическая норма о том, что временно исполняющий обязанности президента не может баллотироваться на высший государственный пост. Это означает, что главный претендент на освободившийся после кончины Сапармурата Ниязова пост, 49-летний Гурбангулы Бердымухаммедов, сможет бороться за президентское кресло на выборах 11 февраля.
Источники в Ашгабаде сообщили NBCA о существовании некой договоренности между Бердымухаммедовым и генералом Акмурадом Реджеповым, возглавляющим службу президентской охраны, которые объединились, чтобы сохранить статус-кво и усилить роль силовиков.
«Здесь мы имеем дело явно с корпоративными интересами туркменской хунты, которой на данном этапе удалось договориться по ключевым положениям для легитимизации их власти», - сказал эксперт NBCA Вячеслав Мамедов.
Председатель Туркменского Хельсинкского фонда Таджигуль Бегмедова описывает поправки в конституцию, как «явно незаконные» и «поспешные». «Совет безопасности - не конституционный, а совещательный орган», сказала Бегмедова.
Нурлан Садыков, директор бишкекского Института конституционной политики считает, что туркменскую Конституцию используют в «неблаговидных целях».
Юристы, опрошенные NBCA, разделяют позицию Бегмедовой, указывая на то, что Совету безопасности традиционно присущи функции обороны и защиты государства, а не решение вопросов государственного управления, которыми должны заниматься парламент и правительство.
Другие комментаторы подчеркивают, что если Туркменистан выбирает демократический путь развития, то чрезвычайные полномочия членов Совета безопасности должны быть аннулированы и переданы Меджлису (парламенту) страны.
(NBCA предоставляет комментарии и анализ широкого круга политических обозревателей со всего региона.)