Логотип Туркменского Хельсинкского Фонда

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека

Turkmenistan

"Народ то пусть существует, но пусть он будет бесправен".

 Туркменистана

Если граждане попадают в трудную ситуацию за рубежом в связи с эпидемией COVID-19, что делают другие государства? Правильно, всеми возможными способами помогают соотечественникам. А возможностей у государств, подписавших соответствующие соглашения, немало. Консульские работники этих держав в первую очередь организуют вывозные рейсы, заботятся о здоровье внезапно заболевшего соотечественника, посещают больницы, выбивают специальные рейсы для тяжелобольных, помогают с приобретением билетов и вывозят на родину, застрявших на границе сограждан. Если не дай бог кто то умрет за границей, соответствующее посольство организует вывоз скончавшегося к себе на родину.

Что же делает Туркменистан?

Сейчас не о проблемах с паспортами, визами и других. Вспомним, как на долгие месяцы застряли наши соотечественники в Индии. Только настойчивые призывы активистов, СМИ и просто небезразличных граждан подтолкнули международную общественность оказать давление на Туркменистан. В конце концов люди смогли вернуться к себе на родину. И это не единичный случай. Вообще, авиакомпания «Туркменистан» начала организовывать вывозные рейсы лишь в августе 2020 года. Этих рейсов не хватает, попасть в самолеты удается не всем. Туркменские чиновники составляют списки выезжающих в непрозрачном режиме.

А теперь остановимся на проблеме, которая по идее должна быть очень близка президенту Туркменистана, хотя бы потому, что он врач по образованию. Речь идет о болезнях и смертях соотечественников за рубежом.

1 мая в Мары скончался 29-летний Эльман Гылыджев страдавший онкологическим заболеванием. Родные считают, что его можно было спасти, если бы Миграционная служба вовремя дала ему разрешение выехать на лечение в Иран. А ведь в Конституции Туркменистана указано, что каждый гражданин страны имеет право на жизнь и свободу ее осуществления.

Если помните примерно 60 человек, умерших весной прошлого года в Турции, были захоронены в чужой земле. Туркменистан никак не отреагировал на просьбы родных вернуть тела умерших на родину. Кстати, в Сарыерском районе Стамбула на территории кладбища Килиос Мусеви Мезарлиги, расположена отдельная часть, которая называется „kimsesizler“- сироты. Вот там и хоронят туркмен, президент, которых присвоил себе титул Аркадаг – Покровитель.

На днях в Стамбуле умерла гражданка Туркменистана Аннагуль Касымова, 1963 года рождения, которую не приняли в реанимацию из-за отсутствия страховки. Мы знаем, что эти 60 ребят и Касымова не были сиротами, у них сотни родственников. Они тоже имели право захоронить своих родственников на родине, а не в чужбине на участке для сирот.

В ТХФ поступило сообщение о смерти 4-х туркменистанцев: 1 девушка и три молодых человека. В России: скончался 26-летний студент из Туркменистана, обучавшийся в Воронеже Мухаммет Пиржиков. Ранее в Элисте скончался студент, подрабатывавший на стройке. Так как Туркмения не решает проблему с банковскими переводами за рубеж, студенты за рубежом испытывают значительные материальные трудности. В конце апреля в г. Ессентуки ушла из жизни туркменская студентка местного института управления, бизнеса и права Гулсенем Галабекова.

В Узбекистане, в Бухаре студентка педагогического колледжа Б. Султиева покончила с собой из-за того, что лишилась финансовой поддержки от матери по причине ее смерти. А девушку не пропустили в Туркменистан на похороны матери. И в Белоруссии в городе Гродно скончался студент из Туркменистана.

У всех у них проблемы возникли не из-за Турции, России, Белоруссии или Узбекистана. Эти люди были лишены права на жизнь из-за туркменского режима, полностью отстранившегося от помощи своим соотечественникам.

Почему каждый раз об этом должны бить тревогу журналисты, правозащитники, активисты? Туркменское законодательство предусматривает оказание помощи своим гражданам, где бы они не находились. Так, где Министерства иностранных дел, образования, где Омбудсмен, туристические компании, где в конце концов надзорные органы Туркменистана?

Так что, перефразировав туркменскую поговорку "Народ то пусть существует, но пусть он будет бесправен", власти занялись совсем другим: они укрепляют культ личности Аркадага.

Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека.

Последние новости

Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Туркменистан - запрет на выезд/Türkmenistan - syýahat gadagançylygy
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Хроника Туркменистана:Пограничники не пропустили в Туркменистан гражданку Узбекистана с визой
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в Каракалпакстане Даулетмурата Тажимуратова
Верховный Суд Узбекистана отклонил ревизионную жалобу на приговор по делу лидера протестов в...
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с Министерством обороны России
Суд в Каракалпакстане вынес первый приговор по делу о наемничестве за заключение контракта с...
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.
И снова ограничение свободы передвижения. Туркменский вид наказания по родственному признаку.